С какого возраста приучать ребенка к горшку?

Как правильно выбрать горшок для ребенка

Выбирая горшок для ребенка, важно ориентироваться на его возраст и рост, так как этот предмет не должен быть слишком низким. Сажая малыша горшок, следует придерживаться правила прямых углов, т.е

спина по отношению к бедрам должна находиться под прямым углом, и, соответственно, бедра к голеням. Если это правило будет нарушено, то усилие на мочеиспускание и дефекацию будет направлено на диафрагму малого таза ребенка, что впоследствии может вызвать ряд серьезных заболеваний кишечника и прямой кишки

Сажая малыша горшок, следует придерживаться правила прямых углов, т.е. спина по отношению к бедрам должна находиться под прямым углом, и, соответственно, бедра к голеням. Если это правило будет нарушено, то усилие на мочеиспускание и дефекацию будет направлено на диафрагму малого таза ребенка, что впоследствии может вызвать ряд серьезных заболеваний кишечника и прямой кишки.

Кстати, горшок не должен быть и слишком высоким. В этом случае также должно работать правило прямых углов. Если оно нарушается, ребенок во время сидения вынужден болтать ножками, что также очень неудобно и влечет за собой ряд проблем. Да и сходить в туалет без упора ног практически невозможно.

Очень хорошо приобрести такой горшок, в котором имеется съемное сидение. Пока ребенок мал, он может справлять свои естественные надобности на горшочке. Но по мере роста малыша и освоения им этой сложной науки, можно постепенно переместить съемное сидение в туалет на взрослый унитаз, что облегчит ребенку освоение нового предмета для туалета.

Эффективные советы

Чтобы узнать, как приучить малыша к горшку быстро и безболезненно для всех, прочтите нижеперечисленные советы:

  • Соблюдайте режим и систематичность действий. Откажитесь от подгузников, надевая их первое время только на сон или прогулку для подстраховки. Сажайте малыша на горшок каждые два часа, после сна или еды.
  • Надевайте простую одежду без молний и застежек, чтобы ребенок мог ее самостоятельно снять.
  • Горшок должен всегда находиться в свободном доступе для крохи.
  • Не нужно сидеть слишком долго, достаточно около пяти минут.
  • Хвалите после удачного завершения и ни в коем случае не ругайте за промахи.
  • Говорите с ребенком, объясняйте, что ходить на горшок это правильно и полезно, чтобы не было неприятных ощущений от сырых штанишек.
  • Если в семье есть дети постарше, можно попросить их помочь поучаствовать в процессе и показать младшим, как надо справляться с горшком.
  • Когда кроха начинает плакать и выгибаться, не нужно настаивать, лучше отложить момент до того, когда он будет в хорошем настроении. Также, не стоит пытаться сформировать привычку во время болезни и плохого самочувствия при прорезывании зубов.
  • Проблемы могут быть из-за запора, а болезненные ощущения в процессе ребенок начнет ассоциировать с горшком. В этом случае поможет обновленное меню для питания и уменьшение количества вредной еды.

Как понять, что уже можно приучать?

Помимо навыков, о которых мы говорили выше, готовность ребёнка можно разделить на три уровня:

Уже пописал. Ребёнок замечает мокрые штанишки, но ещё не обращает внимания на позывы к мочеиспусканию или сам процесс.
Сейчас пописаю

Ребёнок уже обращает внимание на процесс мочеиспускания или дефекации и понимает, что он в данный момент делает, но заранее ещё не осознаёт.
Скоро буду писать. На этом этапе малыш уже чувствует позывы, понимает, что скоро будет писать или какать

Ребёнок может сказать словами или жестами об этом взрослым.

От уровня готовности ребёнка зависит, как быстро малыш научится пользоваться горшком.

Бывает такое, что ребёнок никак не может подружиться с горшком, потому что не понимает и не чувствует, что он мокрый. Некоторым деткам нужно заменить подгузник на трусики. Это нужно для того, чтобы ребёнок понял связь «хочу писать – пописал – мокро».

Когда ребёнок достиг третьего уровня готовности, можно полностью отказаться от подгузников на 3-7 дней или оставить его голеньким на эти дни, чтобы ребёнок лучше понял сигналы своего тела, понаблюдал за собой. Есть вероятность, что за эти 3-7 дней ребёнок полностью научится пользоваться горшком.

Такие разные горшки

К слову сказать, сейчас детские горшки бывают самыми разными: обычные, музыкальные, в виде игрушек (зверюшек, машинок) и прочие. Задумываясь над проблемой приучения ребенка полутора лет к горшку, родители часто теряются, какой выбрать из предложенного изобилия, чтобы процесс приучения прошел как можно быстрее и успешнее.

Родителей, которые хотят использовать необычные горшки (горшки-игрушки, горшки с мелодиями и т.д.), ждет большое разочарование. Никакой пользы подобные покупки вашему малышу не принесут.

Музыкальные аксессуары грозят формированием условного рефлекса, при котором ребенок, услышав знакомую мелодию, будет справлять нужду вне зависимости от того, в каком месте он будет находиться в тот момент.

Горшки-игрушки тоже негативно скажутся на процессе приучения ребенка правильно справлять свои естественные потребности. Если родители приобретут такой горшок, то ребенок скорее начнет использовать его в качестве развлечения, а не по прямому его назначению

В общем, такая покупка также абсолютно неприемлема для такого важного процесса

Таким образом, мы подошли к тому, что лучше всего купить обычный горшок, который будет восприниматься ребенком именно как горшок, а не игрушка

Но, мало купить обычный горшок, важно уметь его правильно выбрать

Поставьте горшок там, где ребёнок может его увидеть

Если у малыша возникнет самостоятельное желание, он может вспомнить, что можно воспользоваться горшком

Или, наоборот, сам горшок напомнит малышу о важном процессе, который можно совершить с его помощью. В любом случае ребёнку будет полезно знать, где стоит горшок, так приучение пройдет проще

Главное, не меняйте его местоположение, это может вызвать у малыша смятение и расстройство.

Больше наблюдайте за ребёнком

Пытаясь научить ребёнка ходить на горшок, вы непременно поймете, когда малыш хочет в туалет1. Он может притихнуть или уединиться; напрячься или начать тужиться; застыть в одной позе, будто ожидая чего-то.

Наблюдайте, но не слишком пристально

Стараясь приучить к горшку, не стоит слишком акцентировать внимание на самом процессе

Используйте удобную и подходящую для быстрого переодевания одежду

Вы должны легко раздевать-одевать ребёнка, а возможно и подмывать в случае необходимости. Удобно приучать ребёнка к горшку в летнее время, когда он легко одет. Либо предусмотрите этот момент в зимнее время.

Всё должно быть под рукой!

Если приучаете к горшку ребёнка летом, постарайтесь гулять без подгузников, берите с собой запасную одежду, влажные салфетки. Ребёнок должен осознать, что сделать дело в горшок лучше, чем в штаны.

Никакого негатива!

Ни в коем случае не заставляйте сидеть ребёнка на горшке, если он этого не хочет

Неважно, с какого возраста вы приучаете ребёнка к горшку. Если есть результат, обязательно похвалите ребёнка и порадуйтесь вместе с ним

Пусть ребёнок видит, что удачный процесс доставляет не только ему облегчение, но и вам радость.

И всё-таки — КАК?

По сути — так же как вы учите ребёнка ходить или говорить — никак. Вроде бы никак… Вы же разговариваете с ребёнком, когда он произносит первые слова, и даёте ему руку, чтобы поддержать в момент первых шагов? Покажите ему горшок и постарайтесь объяснить, для чего он нужен. Не играйте в него! Дальше — подсказывайте, напоминайте, но не превращайте процесс в пытку, чтобы не получилось так, что ребёнок станет бояться горшка. Не заставляйте подолгу сидеть малыша на горшке и не высаживайте его строго по часам. Постарайтесь угадывать время, когда всё может получиться (например, после еды). И, конечно, радуйтесь успешному результату.

Выбор горшка для ребенка

На полках современных магазинов представлено огромное количество детских горшков. Есть как простые, так и оригинальные модели. При покупке горшка рекомендуется учитывать мнение малыша. Если приобретенная модель понравится ребенку, то он будет стремиться пользоваться ей. К примеру, можно приобрести музыкальный горшок, горшок в виде какого-нибудь забавного животного или машинки, горшок-стульчик.

При покупке также важно учитывать следующие характеристики:

  1. Безопасность. Эта характеристика самая важная. У горшка не должно быть заостренных краев, креплений, способных прищемить у маленького ребенка пальчик или попку.
  2. Устойчивость. Горшок детский, как правило, стоит в ванной или туалетной комнате на полу, выложенном плиткой. Именно поэтому желательно, чтобы у приобретаемой модели на ножках имелись резиновые наконечники. Благодаря им горшок не будет скользить.
  3. Простоту мытья. Гораздо проще использовать те горшки, у которых имеется съемная чаша. Ее можно с легкостью вынимать и чистить.

Когда ребёнок готов к обучению «туалетным» навыкам?

А психологи уверены, что даже если начать высаживать ребёнка на горшок в 8-9 месяцев, и он будет успешно в него опорожняться, то здесь речь пойдёт лишь о рефлексе, а не об осознанном приобретённом навыке.

Ни о каком контроле над мочеиспусканием в таком возрасте и говорить не стоит. По той простой причине, что нервная система малыша ещё не достаточно развита для этого.

Дети начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации не ранее, чем им исполняется 18 месяцев, а то и позже

Вы, конечно, можете начать знакомить кроху с горшком и до года, но, как многие убедились на практике, так вы просто увеличите время обучения.

И дети, родители которых применяли раннее высаживание, и малыши, которые начали учиться ходить на горшок в полтора года, сознательно контролировать свои опорожнения начинают в одном и том же возрасте (в 18 мес.-2,5 года днём, и в 3-3,5 года – ночью).

И к обучению это не имеет никакого отношения. Всё дело в готовности нервной системы ребёнка. Другое дело, что одинаковых детей ведь не бывает. И развивается каждый по собственному графику. Маме-папе волноваться по этому поводу совершенно не стоит. Писать и какать в горшок начинают, рано или поздно, все карапузы.

Чтобы начать приучать ребёнка к горшку, убедитесь в его полной физической и психологической готовности

Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ребёнок готов начать познавать «горшочную науку»?

  • Малыш самостоятельно садится и ходит.
  • Он может сам снять и надеть штанишки.
  • Кроха уже способен информировать родителей о своих желаниях с помощью слов или жестов.
  • Ребёнок успешно подражает старшим.
  • Понимает, когда к нему обращаются с просьбами.
  • Следует указаниям взрослых.
  • И выявляет заинтересованность в похвалах и поощрениях со стороны мамы-папы.

Начинать приучать кроху к горшку можно при условии его полной психологической готовности. К тому же малыш должен быть полностью здоров физически

Освоение горшка

Как замечают многие мамы, малыши гораздо легче принимают горшки небольшого размера. Большие и удобные, с точки зрения родителей, горшки со стойками, спинками и подлокотниками обычно воспринимаются детьми как очередной предмет мебели и располагаются на них поиграть. Холодный горшок чаще всего вызывает сопротивление малыша. Поэтому перед тем как усадить его, желательно прогреть поверхность горшка теплой пеленкой или грелкой. Первое время потребуется отвлекать малыша в то время, пока он сидит на горшке. Дайте ему в руки яркую книжку или любимую игрушку, включите телевизор. Но следует помнить, что слишком громкие звуки и разговоры тоже помешают процессу обучения. Усадив ребенка на горшок, не оставляйте его одного и не торопите, поддерживайте разговором или стимулируйте, издавая звуки, характерные для процессов мочеиспускания и испражнения. Дети легко усваивают навыки на примерах для подражания. Поэтому можно приобрести еще один горшок и одновременно с ребенком усаживать  куклу, которая умеет писать , объясняя малышу, что они оба делают «пипи» или «кака». Не стоит часами держать ребенка на горшке. Если после 5-10 минутного просиживания, горшок продолжает оставаться чистым, не настаивайте, доводя любимое чадо до слез и истерики. Процесс обучения займет определенное время, и для разных малышей период адаптации может быть разным.

Что должен уметь малыш?

Прежде, чем ребёнок научиться ходить на горшок, он должен освоить ряд физических, психологических и социальных навыков.

 Физические навыки:

  • умение снимать и надевать штанишки/трусики, особенно когда нужно воспользоваться горшком;
  • ребёнок чувствует позывы к мочеиспусканию и дефекации;
  • ребёнок умеет садиться на горшок.

Физические навыки нужно помогать осваивать: показывать, как снимать и надевать штанишки, давать делать это самостоятельно.

Психологические навыки:

  • ребёнок может сказать взрослому о своих желаниях словами или жестами;
  • ребёнок может выполнить просьбу взрослого, например, «Сними штанишки и сядь на горшок»;
  • ребёнок знает и может показать какие-то части тела и может сказать, для чего они нужны;
  • малыш может довольно долгое время (от нескольких минут) сосредоточиться на выполнении одного действия.

Социальные навыки:

  • ребёнок умеет подражать. Он имитирует какие-то действия родителей, братьев, сестёр и других окружающих его людей.
  • у ребёнка возникает интерес к туалету, то есть, малыш интересуется и наблюдает, как туалетом пользуются другие.
  • Малыш становится восприимчив к похвале, он радуется, когда его хвалят и старается что-то делать с большим усердием.
  • Малыш стремиться стать «большим».

Как правило, это навыки в достаточном объёме появляются после 1,5 лет.

Когда ребенок не готов к горшку

Для успешного приучения нужно ориентироваться не только на критерии готовности, но и на те сигналы, которые говорят об обратном. Ребенок не готов к горшку, если:

  • ходит неуверенно;
  • не сидит на месте достаточно продолжительное время, быстро вскакивает;
  • просыпается мокрым;
  • не может оставаться сухим во время бодрствования в течение 2 часов;
  • не выполняет простые просьбы;
  • не выражает свои желания и потребности.

При игнорировании родителями этих сигналов повышается вероятность проблем. Установлено, что дети, которые были неправильно обучены, статистически чаще страдают энурезом, инфекциями мочевыводящих путей, нарушениями мочеиспускания, запорами и отказываются от посещения туалета4.

Этапы обучения, их особенности

Важно понять, что приучить ребенка к использованию нового устройства всего за несколько дней не получится. Процесс обучения нужно проводить медленно, плавно переходя от одного этапа к другому

Не стоит давить в случае протестов, это ни к чему не приведет

Со стороны родителей требуется предельное внимание и безграничное терпение

Этапы выработки привыкания к горшку

  1. Прежде всего ребенка нужно познакомить с новым предметом в обстановке. Устройство должно быть ярким, устойчивым и удобным, без острых краев. Начинать нужно понемногу, пару раз в день усаживая малыша в подгузнике и штанишках на его новый «стул». Через какое-то время можно начать снимать штанишки.
  2. Через 1-2 недели, если протестов от малыша не поступает, можно высаживать его на горшок уже без подгузника. Нужно проследить, чтобы стульчик не был холодным и неприятным на ощупь. Не стоит сразу же приучать карапуза «сделать все дела», он не поймет. Просто дважды в день его нужно сажать на яркий «стульчик». Если в какой-то момент тренировка совпадет с испражнением кишечника или мочевого пузыря, ребенка нужно обязательно похвалить.
  3. Обязательно нужно показать своему чаду предназначение нового устройства. Хорошо, если в семье есть ребенок чуть постарше, это намного облегчит процесс. Если же нет – просто нужно пытаться объяснить все простым и доступным языком. В подтверждение слов можно даже выкинуть в горшок использованный подгузник.
  4. Когда малыш привыкнет к новому «трону» и начнет спокойно на него садиться, можно начать подлавливать удобные моменты и понемногу приучать его к новому способу «сходить в туалет». Главное, не проявлять никакой агрессии и излишнего рвения. Просто после сна, прогулки или приема пищи можно предлагать ему посидеть на стульчике. Иногда родители улавливают сигналы, которые дети подают перед тем, как освободить кишечник или мочевой пузырь. Они прекращают играть, замирают, сосредотачиваются на одной точке. В этот момент им лучше всего ненавязчиво предложить горшок.
  5. Далее настает время заключительного этапа, на котором ребенка нужно приучить использовать новое приспособление самостоятельно. Предмет всегда должен быть в зоне доступности, на самом видном месте. Придется еще какое-то время напоминать малышу о том, что он теперь может использовать горшок тогда, когда пожелает. Как показывает практика, дети очень любят делать что-то без помощи взрослых и еще и получать за это похвалы.

В среднем, на весь процесс развития навыка уходит от 6 до 12 месяцев. Все это время можно использовать одноразовые или многоразовые подгузники, на скорость формирования привычки это не повлияет.

Когда стоит начинать?

В современном мире наблюдается стремительная акселерация развития детей, чему многие родители с удовольствием подыгрывают. Некоторые начинают сажать малышей на горшок ещё до года с той логикой, что чем раньше начнёшь, тем быстрее сформируется привычка, и квартира станет чистой. Специалисты в этой ситуации обычно лишь качают головой.

Скажем так, экспериментировать не запрещено ни в каком возрасте – вреда от этого точно не будет. Более того, не исключено, что малыш, сидя на удобном горшке, заодно и свои «дела» сделает, вот только не стоит видеть в этом его собственное пожелание. К году большинство детей если не ходят уверенно, то уже изо всех сил готовы экспериментировать с пешими прогулками, но вот контролировать свои потребности они пока не могут, так что на начальном этапе к лужам придётся привыкнуть, ведь даже памперсы редко обеспечивают стопроцентный эффект.

Средним возрастом, когда ребёнок начинает не просто справлять потребности по мере их возникновения, а терпеть до определённого момента, специалисты считают полтора года. У одних этот срок наступает даже несколько раньше, родителям других придётся запастись терпением. В любом случае горшок можно купить и заранее, только не стоит сердиться на девочку, если на более раннем этапе она никак не захочет продемонстрировать ожидаемый результат.

Учимся ходить в горшок и в унитаз

Прежде чем приступить к обучению, нужно выбрать, к чему вы собираетесь приучать своего малыша — к горшку или к детскому сиденью на унитаз. Если вы выбрали горшок, надо понять, каким параметрам он должен соответствовать:

Размер. Горшок должен подходить ребенку по размеру — нужно, чтобы малыш туда не проваливался и сидеть на нем было комфортно.
Форма. С девочкой все просто. Ей лучше купить обычный круглый горшок, на котором она сможет сидеть, сведя ножки вместе. Мальчику же больше подойдет горшок анатомической формы с выступом впереди, благодаря которому он будет разводить ножки в стороны. Так ему удобнее делать свои дела.
Дизайн. Горшок не должен пугать и отталкивать ребенка

Ведь он станет его лучшим другом на долгое время, поэтому важно, чтобы он вызывал у малыша положительные эмоции. Бывают горшки разных цветов и форм, с разными персонажами и даже с музыкой

Выбирайте такой, который понравится вашему крохе. Однако важно, чтобы ребенок не воспринимал его как игрушку и долго на нем не засиживался.
Безопасность. Как бы горшок ни выглядел, в первую очередь он должен быть устойчивым и безопасным.
Удобство. Горшок с крышкой подойдет, если у вас нет возможности сразу же выливать его содержимое, с подножкой — более устойчив, а если он «оснащен» ручкой (или выемкой для руки), его удобно выносить.
Материал. Большинство горшков сделано из пластмассы, эмалированные прочнее, но и тяжелее. Бывают горшки из пластика с антисептической добавкой и из материалов, которые принимают температуру тела ребенка независимо от температуры воздуха.

Если вы подумываете о детском сиденье на унитаз, сначала убедитесь, что ваш ребенок не боится самого унитаза, возможности провалиться и громкого звука слива воды.

В первую очередь сиденье должно быть удобным. Проверьте, достает ли малыш до пола ногами. Если нет, купите ему специальную ступеньку-подставку, чтобы он смог залезать на унитаз самостоятельно, а во время самого процесса ставил на нее ножки. Бывают сиденья круглой формы и анатомической, с выступом спереди, с поддержкой для спины сзади, совмещенные с взрослыми и переносные складные, которыми можно пользоваться вне дома.

Учитывая, что процесс обучения часто затягивается, горшок может оказаться сподручнее. Его можно поставить в комнате, где общаться с малышом приятнее, чем в тесном туалете.

Некоторые совмещают горшок с унитазом. Такой вариант будет удобен мальчикам: по-большому можно ходить на горшок, а по-маленькому — в унитаз, стоя на ступеньке-подставке.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Виды детских горшков и их отличительные черты

Начинать приучать ребенка к горшку можно с того момента, как он научился сидеть. В норме ребенок к 2 годам, к ясельному возрасту, должен полностью отказаться от подгузников и ходить уже только на горшочек. Постепенно, без нажима, малышу нужно давать понять, для чего горшок предназначен. Главное – это упорство родителей и комфортный, привлекательный горшок.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребёнка в 1 год к горшку?

Существуют различные формы и модели горшков. С какого начать, отучая от подгузника? Какая форма больше подойдет для детей старшего возраста? Стоит ли брать модель со всевозможными развлекательными элементами? Попробуем разобраться. На фото ниже представлены самые распространенные модели горшков.

Стульчик

Модель в виде стульчика, пожалуй, самая комфортная для ребенка. Она больше похожа на кресло с горшком вместо сиденья. Емкость должна плотно прилегать к каркасу, в ней не должно быть зазоров и острых углов, о которые можно пораниться или прищемить кожу. Сам стульчик оборудован спинкой, чтобы было удобно на нем сидеть.

Перевернуть такой горшочек трудно, потому что он крепко стоит на полу. Ту часть, в которую ходит малыш, легко достать и помыть. Есть модели с крышкой и без нее.

Сиденье на унитаз

Детское сиденье на унитаз устанавливается прямо на взрослое сиденье. Выбирая его в магазине, учитывайте размеры вашего унитаза. Можно сразу купить комбинированное взрослое сиденье, в котором есть встроенная откидная накладка для малыша.

Целесообразно приобретать накладку на унитаз в 4-5 лет, когда ребенок будет достаточно взрослым для того, чтобы самостоятельно сходить в туалет. Если хочется приучить малыша к унитазу раньше, приобретите специальную лесенку, по которой он будет подниматься. Он будет на нее опираться ногами, сидя на унитазе. Сходив в туалет, ребенок поднимется на подножку и сам помоет ручки в раковине.

Дорожный

Дорожная модель очень удобна для того, чтобы сходить в туалет во время поездки за город или на прогулке в теплое время года. Складной горшок можно легко разложить и поместить в него герметичный одноразовый вкладыш, который не пропускает влагу. После использования пакет нужно закрыть и выбросить.

Другой «походный» вариант детского горшка – складное сиденье на унитаз. Им удобно воспользоваться в общественном туалете, например, в поликлинике или кафе. Оно надежно крепится и занимает немного места в сумке.

Существуют надувные дорожные горшочки, они компактны и недороги. В них можно не помещать одноразовые пакеты – достаточно помыть под проточной водой после использования. Недостатком такой модели является его неустойчивость, поэтому родителю лучше находиться рядом и придерживать малыша.

Трансформер

Горшок-трансформер отличается тем, что он “растет” вместе с вашим малышом. Когда он сложен, это обычный горшок. Если его разложить, нижняя часть превращается в ступеньку для того, чтобы залезть на унитаз, а верхняя – в детское сиденье.

Такая модель горшка прослужит своему хозяину долгое время. Старайтесь выбирать горшок из качественного материала, ведь в микротрещинах часто заводятся патогенные микроорганизмы.

Музыкальный

Горшок предназначен для справления естественной нужды, и это его единственная функция. Именно поэтому психологи советуют отказаться от моделей с музыкальным сопровождением, яркими игровыми элементами, выполненными в форме зверей или автомобиля.

Привыкнув к такой “игрушке”, ребенку будет трудно адаптироваться в детском саду к самым простым горшкам без изысков. Еще сложнее ему будет привыкнуть к унитазу.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к детскому саду: советы психолога

Конечно, такая модель удобна для родителей – мелодия играет, когда горшок заполняется, да и малышу интересно. Только вот сидеть длительное время на горшке и играть – вредно для здоровья ребенка. В конце концов, малыш садится на горшок совсем не для того, чтобы развиваться или слушать музыку.

Друг мой — горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшкомСреднее время обученияОсобенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев12-15 месяцевМалыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев10-12 месяцевС 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года6-8 месяцевВ возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет «пи-пи». Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года< 5 месяцевНа рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Приучение к горшку за семь дней

В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.

В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.

Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.

Похвала и объятия сделают свое дело

Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.

Цель второго дня — стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.

К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.

Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.

К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.

К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.

Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.

Какой горшок лучше выбрать?

Главное — удобство, и не только потому, что малышу должно быть комфортно

Это важно и для более легкого, физиологически правильного процесса дефекации. Есть несколько параметров, которые нужно учесть, чтобы выбрать удобный горшок:

Форма. Лучше, если она будет похожей на седло, — сидеть будет удобнее. Хорошо, если сзади будет небольшая спинка, на которую малыш сможет опереться. Важна форма выемки: она должна быть круглой для девочки и овальной для мальчика
Обратите внимание на высоту сидения. Оно не должно быть слишком низким, иначе садиться на него будет тяжело
Слишком высокое сиденье тоже не подойдет. При правильной посадке ноги обязательно касаются пола, а колени согнуты почти под прямым углом.
Материал. Лучше выбирать пластик. Пластиковый горшок будет легким, его удобно мыть

Его поверхность теплая, а это важно, чтобы малышу было комфортно садиться на сиденье.
Конструкция. Должна быть устойчивой и как можно более простой

Устойчивость важна, чтобы малыш точно не упал с горшка, даже если он потеряет равновесие. Такое падение может испугать и намного усложнить приучение к горшку. В конструкции не должно быть сложных элементов, стыков, углов. Это важно с одной стороны для безопасности и удобства, а с другой — для более простого мытья.
Цвет и дизайн. Горшок должен нравиться ребенку, привлекать его внимание, быть хорошо заметным. Лучше выбирать яркие, но при этом естественные (не флуоресцентные) цвета: желтый, красный, зеленый, голубой. Чем проще дизайн, тем лучше: встроенные игровые кнопки, погремушки, лампочки или поющие песенки динамики не нужны. Все это может отвлечь или напугать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий