Режим дня ребёнка с рождения и до школы: соблюдать или нет?

Особенности сна

Сон играет очень важную роль, поэтому ему следует уделять особое внимание. И есть несколько самых важных моментов

Во-первых, длительность сна малыша в год составляет в общей сложности порядка 13-14 часов. Около 9-10 часов кроха спит ночью, а остальное время – днём.

Во-вторых, внимание следует уделять укладыванию. Одни детки засыпают самостоятельно, и таких малышей достаточно просто положить в кроватку

Другим требуется помощь, чтобы расслабиться, перестроиться на режим отдыха, обработать полученную за день информацию. Если сын или дочка не засыпает самостоятельно, продумайте и выполняйте определённый ритуал – последовательность действий. Например, это могут быть приём пищи, переодевание, чтение книжки или пение колыбельной, перемещение на спальное место, обнимание или держание за руку.

В-третьих, стоит помнить, что в год не все дети спят непрерывно в течение всей ночи, не пробуждаясь. Некоторые просыпаются один раз, а другие встают по несколько раз

Но важно показать, что нужно спать дальше: не включать свет, не развлекать ребёнка. При сильном плаче предлагайте воду, грудь или смесь

Когда нужна свобода?

Это раньше грудничков кормили строго по часам. Все младенцы получали первую порцию молочка в шесть утра, а последнюю — в полночь. Но педиатры выяснили, что такое жесткое расписание не на пользу здоровью, и перевели всех деток с рождения на свободное вскармливание. Ведь ребенок может в какое-то из кормлений съесть меньше и проголодаться пораньше. И наоборот! Так что разумно предоставить ребенку право самому выбирать часы кормлений в соответствии с индивидуальными биоритмами сна и бодрствования. Таково главное условие свободного вскармливания, на котором настаивают педиатры. А поскольку график кормлений определяет ритм жизни крохи, получается, что никакого режима у младенца нет — ест, когда хочет, спит, когда устает. Но это не так! Недаром же говорят, что свобода — это осознанная необходимость.

Ведь срок от зачатия до 3 лет — очень важный этап в жизни малыша, поскольку формируются и налаживаются его биологические ритмы. Биоритмы, по сути, программы жизнедеятельности и развития отдельных органов, систем и всего организма в целом. Самые короткие — суточные. Кроме них детским организмом управляют и другие — долгоиграющие: это недельные, месячные, сезонные, годовые и многолетние циклы, определяющие скорость роста ребенка, периоды его физиологического вытяжения, созревание органов и систем

Чтобы не сбить настройку биологических часов, очень важно соблюсти баланс

Почему полезно соблюдать распорядок

Режим дня полезен для детей и взрослых, поскольку в определенное время суток организм имеет свои потребности и уровень активности. Если учитывать эти факторы, то день будет максимально продуктивным, а все выполняемые действия – наиболее эффективными.

Польза от соблюдения режима дня заключается в получении следующих результатов:

  • повышение качества сна, обеспечение полноценного отдыха;
  • укрепление иммунитета, улучшение здоровья;
  • стабилизация эмоционально-психического состояния, укрепление нервной системы;
  • достаточная физическая активность;
  • полноценное переваривание и усвоение пищи, профилактика набора лишнего веса;
  • улучшение функционирования всех внутренних органов и систем;
  • рациональное использование рабочего времени для выполнения запланированных дел;
  • появление большего количества свободного времени.

Правильно составленный режим дня должен учитывать индивидуальные особенности человека. При этом его не обязательно расписывать четко по часам. Конкретное время обычно указывается только для основных физиологических функций – сна и приема пищи, а также для тех событий и действий, которые должны выполняться по договоренности с другими людьми. Во всем остальном вполне допускается наличие временного промежутка, чтобы график не напрягал своей обязательностью и предопределенностью.

Важное преимущество режима дня – выработка у организма привычки к повторяющимся действиям. Это позволит внутренним физиологическим часам настроиться в определенное время на работу, отдых, прием пищи, занятие спортом и т.д. В таком случае даже не очень приятные, но обязательные действия не будут вызывать внутреннего сопротивления

Планомерно и разумно нагружаемый организм и психика не будут испытывать чрезмерного напряжения, хронической усталости или эмоционального выгорания. Даже самый сложный и насыщенный день пройдет комфортно, если все события будут заранее запланированы

В таком случае даже не очень приятные, но обязательные действия не будут вызывать внутреннего сопротивления. Планомерно и разумно нагружаемый организм и психика не будут испытывать чрезмерного напряжения, хронической усталости или эмоционального выгорания. Даже самый сложный и насыщенный день пройдет комфортно, если все события будут заранее запланированы.

Организация режима школьника

Составляя режим, учитывайте местонахождение школы, время, которое уходит на преодоление пути от дома до школы, время года, особенности здоровья, посещение кружков и индивидуальные особенности характера. Активность и отдых нужно соотнести таким образом, чтобы избежать переутомления.

После уроков ребенку необходим отдых, чтобы он мог приступить к выполнению домашнего задания. Отдых может быть выражен в посещении любимой секции, кружка или в прогулке на свежем воздухе. К подготовке уроков можно приступать не ранее, чем через три – четыре часа после школы. Некоторым малышам еще требуется дневной сон, поэтому после возвращения из школы, нужно дать им возможность поспать, тогда оставшееся время они будут в хорошем расположении духа и полны сил.

В идеале младший школьник должен питаться пять раз в день. Сон должен длиться примерно десять часов. Перед ним желательно поиграть в спокойные игры или прогуляться на улице. Ежедневные ритуалы в виде принятия душа и чистки зубов настроят ребенка на нужный лад. Каждое утро ребенок должен делать зарядку. Желательно составить комплекс, который будет задействовать все мышцы. Зарядка позволит ребенку почувствовать себя отдохнувшим и активным, она поможет проснуться.

Не забывайте о домашних обязанностях, которые должны быть у каждого ребенка. Младший школьник может заправлять постель, убирать игрушки, наводить порядок на рабочем столе, мыть посуду, вытирать пыль и многое другое. Выберите то, что подходит именно вашей семье.

На подготовку уроков младший школьник должен тратить не более двух часов в день. Приучайте малыша сначала выполнять сложные предметы, а заканчивать подготовку домашнего задания легкими и интересными уроками. В свободное время ребенок может посещать кружки, заниматься творчеством, гулять. Однако малышу необходимо выделять время, когда он может побыть наедине с собой и ничего не делать. Такие паузы жизненно необходимы.

Пример режима дня школьника:

  • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, гигиенические процедуры, завтрак, дорога в школу;
  • 8:00 – 12:00 – школьные занятия;
  • 12:30 – обед;
  • 13:00 – свободное время или дневной сон;
  • 14:00 – 15:30 – выполнение домашнего задания;
  • 15:30 – полдник;
  • 16:00 – 18:00 – прогулка, посещение кружков, секций;
  • 18:30 – ужин;
  • 19:00 – 20:00 – свободное время, спокойные игры, общение с родителями;
  • 20:00 – гигиенические процедуры, принятие ванны, подготовка ко сну;
  • 20:30 – чтение на ночь;
  • 21:00 – сон.

Преимущества режима дня для ребенка

  • Своевременный прием пищи в одно и то же время позволяет избежать любых проблем с пищеварением. Именно это всегда отличало детей благородных кровей – тщательное соблюдение времени завтрака, полдника, обеда и ужина.
  • Соблюдение режима благотворно сказывается на здоровье ребенка. Он получает достаточное количество сна, пищи, свежего воздуха, эмоциональной, физической и умственной нагрузки.
  • Врачи единодушно утверждают, что и иммунитет ребенка, соблюдающего распорядок дня, выше. Подсознание склонно быстро усваивать, что для всего существует свое время, и аппетит просыпается как раз в нужное время, а сон приходит быстрее и становится глубоким.
  • Порядок действий позволяет родителям планировать хоть что-то наперед. Это помогает избегать хаоса, беспорядка, утомленности невозможностью влиять на свою жизнь.
  • Дети, живущие по режиму, спокойнее, увереннее. Они ощущают ежедневную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ведь малыши – те еще консерваторы, и когда их жизнь вместе с родительской представляет собой хаос, они ощущают беспокойство и беспомощность предугадать ход событий.
  • Если дети привыкли жить, соблюдая примерный режим дня, у них меньше вопросов к родителям, и нет насущной необходимости постоянно командовать и указывать малышам, что им делать.
  • Так как садики и школы придерживаются режима, то соблюдение распорядка весьма способствует быстрой адаптации детей к образовательному учреждению.
  • Режим дня закладывает основы самодисциплины, что будет полезно для детей при вступлении во взрослую жизнь.

Планомерное распределение времени бодрствования, нормализованный режим сна, питания и занятий, строгое соблюдение гигиенических процедур – все это позволяет ребенку быть спокойным, уверенным и веселым. Как правило, нарушение распорядка дня мгновенно сказывается на малышах – они становятся либо гипер активными, возбужденными, либо плаксивыми и вялыми. Могут терять аппетит, капризничать, плохо засыпают.

Таким образом, мы определяем необходимость соблюдения распорядка дня и для мамы и для обоих детей. Осталось только приблизить, состыковать ритмы вашего старшего ребенка и малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Самый лучший режим дня

Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.

Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.

С какого возраста нужно приучать ребенка к режиму дня

Родители должны с рождения приучать ребенка к режимным моментам. К 2-2,5 месяцам у него должен сформироваться ритм сна, бодрствования и кормления.

В 9 месяцев усиливается интерес к окружающему миру, поэтому в расписание через 30 мин после еды добавляют занятия.

К 3 годам малыш должен выполнять утреннюю зарядку, самостоятельно переодеваться и аккуратно складывать одежду.

Когда родители постепенно включают новые режимные моменты, важно учитывать:

  • индивидуальные особенности и привычки ребенка;
  • необходимость компромисса в некоторых случаях, чтобы режим не воспринимался как наказание;
  • действия должны быть регулярными, последовательными и согласованными между всеми членами семьи;
  • любой распорядок со временем требует корректировки, так как он актуален только на определенном этапе.

Режим имеет значение, если совпадает с биологическим ритмом организма, не преподносится как непреклонный закон или необязательная к исполнению игра. Иначе он не принесет пользы для ребенка, и даже может нанести вред.

Режим дня ребенка 1 года

Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.

Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.

Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.

Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа. Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру. Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон. Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.

Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа

Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна;

Игры и занятия

Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей);

Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое. Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами;

Гигиена и ритуалы. Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну. Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее. Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Советы по организации режима дня ребенка

Вот некоторые из рекомендаций, которые важно выполнять для здоровья и полноценного развития ребенка:

  • Раньше просыпаться (рекомендованное время пробуждения у детей дошкольного возраста 7.30);
  • Рацион сбалансировать (прием пищи по часам, полностью исключить перекусы сладким, мучным);
  • Прогулки организовать в одно и то же время (не менее 1,5 часа, в зависимости от погодных условий);
  • Интеллектуальные нагрузки давать преимущественно в первой половине дня;
  • Не забывать про дневной сон, который должен длиться 1,5 — 2 часа в день. Полноценный дневной, как и ночной сон, важен в развитии дошкольников, в это время происходит разгрузка нервной системы, а также усвоение полученной за день информации. При этом не укладывайте спать ребенка после 15.00 — иначе поздно уснет ночью (6 часов хватает для игры и подготовки к полноценному отдыху).

Планируйте провести день с пользой! «Лень — матушка не дремлет!»

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как наладить режим?

Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

В дневное время с ребенком нужно максимально много гулять и не давать ему высыпаться. Если он очень хочет спать, все равно следует будить и вести чадо на улицу. Кормить в течение двух «переломных» суток следует скудно, впроголодь. Вечером устраивать прохладную ванну, после чего первый раз за день давать ребенку достаточный объем пищи. Когда он все съест и сразу ляжет спать, можно не волноваться — проспит такой карапуз 6-8 часов беспробудным сном.

Однако тут тоже важно избежать «перегибов», подчеркивает Евгений Комаровский. Питание по часам — не означает, что если мама опоздала с приготовлением обеда на 20 минут, то она преступник и безответственный член семьи. Режим должен быть достаточно гибким и все участники процесса — и взрослые, и дети — должны уметь под него подстраиваться

Неизменной должна быть очередность действий

Режим должен быть достаточно гибким и все участники процесса — и взрослые, и дети — должны уметь под него подстраиваться. Неизменной должна быть очередность действий.

Не страшно опоздать на обед, если ребенок заигрался на улице, страшно вообще пропустить обед, хотя если малыш не хочет есть, то можно и пропустить. Главное, чтобы потом, даже если он попросит кушать, не давать ему ничего до следующего запланированного приема пищи.

Соблюдение режима — не сложность для ребенка. Это куда сложнее для его родителей, поскольку иногда от них детский режим будет требовать достаточной строгости. Выпуск программы доктора Комаровского на тему “Режим дня у ребенка” смотрите далее.

Основные элементы режима дня младших школьников

Среди основных компонентов режима дня младшего школьника выделяют:

  • сон;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • учебная деятельность в школе и дома;
  • отдых и прием пищи;
  • процедуры личной гигиены.

Режим дня целесообразно поддерживать и в каникулярный период, и в выходные дни, поскольку только его систематическое соблюдение может принести положительные результаты. При составлении режима дня детей младшего школьного возраста, как правило не пользуются какой-либо жесткой системой или схемой. Для этого существует ряд объективных причин: семейный уклад жизни и собственные традиции, время занятости родителей.

Для формирования правильного режима дня детей младшего школьного возраста необходимо соблюдать ритм чередования различных видов активности в течение дня

Также важно соблюдать временные аспекты режима дня

При составлении режима дня для младшего школьника целесообразно учитывать несколько моментов:

  • обеспечить правильное чередование труда и отдыха;
  • ночной сон младшего школьника должен быть не менее того времени, которое считается физиологически оптимальным для людей в данном возрастном периоде;
  • утренняя зарядка должна выполняться в определенное время и сочетаться с гигиеническими процедурами, обязательными для всех возрастов;
  • выполнение домашних учебных заданий должно быть регламентировано по времени и предусматривать 10 – 15 минутные перерывы;
  • продолжительность отдыха должна быть четко установлена, также необходимо выделить время, в течение которого ребенок будет гулять на свежем воздухе.

Утром целесообразно выполнять зарядку, гимнастику, чтобы усилить работу сердца, улучшить обмен веществ, оптимизировать работу нервной системы. Затем ребенок выполняет определенные гигиенические процедуры, принимает душ. На утренний туалет достаточно отвести 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм ребенка к трудовому, учебному дню.

После возвращения из школы лучше сразу не приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо организовать на некоторое время активный отдых, предусмотреть 1 – 2 часа для пребывания ребенка на свежем воздухе. На выполнение домашних заданий необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа.

Перед сном для младших школьников рекомендованы спокойные занятия, возможно прогулку. Это необходимо для того, чтобы нервная система не была в возбужденном состоянии, а работала спокойно. Недосыпание может негативно повлиять на нервную систему, привести к существенным колебаниям вегетативной реактивности, снизить работоспособность ребенка. Если установить правильный режим сна и активности, то все подобные негативные факторы сойдут на нет.

Определение 2

Регламент деятельности – это способ ее организации.

Безусловно, необходимо строить режим дня с учетом особенностей функционирования нервной системы младшего школьника. Если кора больших полушарий активна в утренние часы и днем, то после обеда активность несколько снижается, а в вечерние часы падает. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 -12 ч и в 16 -18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

При учете всех вышеописанных обстоятельств необходимо строить режим дня. При этом в школе активная деятельность также регламентируется. Для этого используются санитарно-эпидемиологические нормы и учебный план. Самостоятельная работа младших школьников должна планироваться на период повышенной функциональной активности всех систем органов.

Увеличение продолжительности учебных занятий также должно быть связано не только с объемом домашних заданий, но и с тем, что младший школьник и его семья выбирает для себя оптимальное время активности.

Нельзя забывать о том, что для детей в данный возрастной период очень важна организация активного отдыха на свежем воздухе. Лучше всего проводить вне дома не менее трех часов в день. В случае нарушения режима дня «страдает» именно время, проводимое ребенком на свежем воздухе, что снижает двигательную активность ребенка.

Немаловажно уделять внимание питанию младших школьников, которое должно быть среднекалорийным, учитывать потребность ребенка в органических веществах, витаминах и минералах. Рекомендуется питание не реже трех раз в день, с перекусом и полдником

Также следует выделить 1.5 – 2 часа в день, которые ребенок может использовать в собственных интересах: читать, играть, рисовать. Это поддерживает стабильность его эмоционального состояния.

Помимо того, ребенок может заниматься в кружках и секциях, соизмеримо с собственными возрастными возможностями, а также индивидуальными интересами.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда

Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению

Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным

Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий