Почему ребенок ломает игрушки и как от этого отучить?

«Она сама!»

Не секрет, что некоторые детские сокровища действительно могут сломаться практически сами. Плохое качество игрушек не только опасно для здоровья. Если малыш берет, например, машинку в руки и у нее отваливается какая-то часть, то возникают и другие проблемы. Во-первых, ребенок сначала расстраивается. Во-вторых, кроха постепенно привыкает к таким поломкам и относится к ним спокойно: «Подумаешь, сломалась! Нужно выбросить и купить новую!» Такое отношение к вещам тоже только расстраивает. В-третьих, ребенок не привыкает к аккуратности, а, наоборот, понимает, что, как бы он ни старался, поломка неизбежна и что в таком случае особо дорожить такой игрушкой не имеет смысла.

Игрушки низкого качества в своем большинстве даже не поддаются ремонту. А между тем неплохо было бы чинить с малышом его сломанные игрушки, заклеивать старые книжки.

Как предупредить

Покупайте игрушки в соответствии с возрастом ребенка

  1. Нужно понимать, что маленького ребенка будет сложно обучить тому, что необходимо бережно относиться к своим вещам. Однако, вы можете минимизировать количество случаев поломок, приобретя для ребенка игрушку, о которой он сможет позаботиться. Например, это может быть игрушечная собачка или пупс для девочки.
  2. Старайтесь уделять малышу, как можно больше времени. Если он достиг возрастного кризиса, расширяйте его самостоятельность, не претендуйте на свободу, не ущемляйте в правах.
  3. Следите за тем, чтоб вы сами не подавали малышу плохой пример, не допускайте конфликтов в присутствии ребенка, не бейте посуду, не ломайте вещи в порыве гнева.
  4. Выбирая игрушки, учитывайте уровень развития своего малыша и его предпочтения. Помните о том, что ребенок, которому купили то, что ему не нравится, при этом отказали в покупке понравившейся игрушки, обязательно сломает новое приобретение.
  5. Не покупайте низкокачественные товары. Они очень быстро могут сломаться, да еще и поранить ребенка.

Теперь вы знаете, что делать, если малыш ломает свои игрушки или портит вещи. Помните о том, какие причины провоцируют возникновение подобного поведения. Зачастую можно предотвратить поломки, избегая факторов, провоцирующих у ребенка желание все поломать.

Что скрывается за вредной привычкой?

Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?

Особенности отношений с родителями

Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки

Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.

Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.

Повышенная тревожность и стресс

Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.

А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.

Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее. Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове

Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.

Особенности поведения и темперамента ребенка

В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.

Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.

Как отучить ребенка ломать игрушки

Мало понять, почему ребенок ломает игрушки

Важно отучить его от таких действий и объяснить, почему нельзя портить вещи. Предлагаем рекомендации по этому поводу

Прежде всего, поговорите с малышом. Делайте это спокойно, не используйте крик и выясните причину такого поведения.

Если малыш пытается оторвать части тела игрушкам, объясните, что кукле или зверюшке больно. Что для таких игр существуют специальные вещи. Это конструктор, мозаика и предметы, которые нужно собирать или разбирать. Для этого обязательно приобретайте подобные игрушки, особенно, если кроха любит ломать и разбирать вещи, смотреть и узнавать, что у предметов внутри, изучать содержимое изделий.

Предложите ребенку погулять, почитать, порисовать, позаниматься вместе. Это подходящий вариант, если родители регулярно заняты и уделяют малышу мало внимания. Но и в других случаях дети будут рады отправиться с папой и мамой на прогулку, а не сидеть и играть в одиночестве. Разнообразьте досуг чада и старайтесь больше времени проводить вместе.

Если ребенок только что сломал игрушку, не кричите, не ругайте и не наказывайте кроху. Не спешите поднимать поломанные или разбросанные вещи. Пусть малыш играет и изучает окружающий мир дальше. Наблюдайте за крохой, давайте подсказки и советы, участвуйте в играх вместе, но не настаивайте и не учите навязчиво, чем и когда нужно играть.

Если вы купили не ту игрушку, которую хотел малыш, спокойно объясните, что подарили вещь от чистого сердца и искренне переживаете из-за того, что кроха расстроен и разочарован. Но не спешите сразу приобретать новую игрушку взамен сломанной. Оставьте поломанную игрушку на виду, чтобы он убедился, как это плохо.

Объясните ребенку, что другим детям тоже дарят подарки. Малыш может специально испортить игрушку, которую вы приготовили для других, поэтому лучше прятать и не показывать такую вещь собственному малышу. Подобные ситуации вызывают обиды и ревность.

Приучайте кроху к порядку. Объясните, что сломанные и разбросанные вещи нужно убирать самому. Как это сделать, подскажут советы из статьи “Как научить ребенка убирать за собой игрушки”.

Учим детей делиться своим имуществом

Двухлетние малыши могут сидеть в одной песочнице и играть со своими формочками, лопатками и ведерками. Они еще не понимают, зачем им делиться игрушками с другими детьми.

Ребенок не делится игрушками, что делать:

Предложите своему карапузу поменяться с другим малышом. Пускай ваш сын даст поиграть динозаврика девочке, а та, в свою очередь, разрешит покатать машинку на веревочке.

Если вы приобрели малышу новую игрушку и вышли с ней на прогулку, наверняка, детки сразу же обступили вашего карапуза с желанием посмотреть на новинку. Предложите поиграть с ней по очереди.

Объясняйте малышу, что мальчик возьмет его паровозик на время, поиграет и вернет обратно.

Дети не любят давать чужим игрушки, потому что боятся, что они их сломают. Действительно, такое случается, и к этому нужно относиться спокойно. Детки могут нечаянно поломать машинку или оторвать кукле голову. Но родители обязательно должны рассказать своим малышам, что другой ребенок будет аккуратно играть и ничего не повредит.

Если настроить карапуза на то, что поломанная игрушка – мелочь, нужно быть готовым ко всему, он никогда не даст чужому свое имущество.

Обратите внимание на то, что другие дети тоже делятся своими игрушками с вашим чадом. Малыш заметит, что ему разрешают поиграть с формочками и ведерками, и сам в следующий раз даст свою игрушку без истерик

Главное, это понимать, что ваш ребенок – не жадина, если он не хочет отдавать свою машинку другому мальчику. Не стоит винить себя за плохое воспитание: скорее всего, это сказываются возрастные особенности, когда малышу нужно продемонстрировать то, что он имеет свою собственность и может распоряжаться ей так, как захочет. Но родители должны объяснять дочке или сыну, что нужно уметь делиться, не бояться давать свои игрушки деткам на площадке

Только делать это лучше осторожно, ни в коем случае не навязывая свое мнение

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

Как предупредить

Покупайте игрушки в соответствии с возрастом ребенка

  1. Нужно понимать, что маленького ребенка будет сложно обучить тому, что необходимо бережно относиться к своим вещам. Однако, вы можете минимизировать количество случаев поломок, приобретя для ребенка игрушку, о которой он сможет позаботиться. Например, это может быть игрушечная собачка или пупс для девочки.
  2. Старайтесь уделять малышу, как можно больше времени. Если он достиг возрастного кризиса, расширяйте его самостоятельность, не претендуйте на свободу, не ущемляйте в правах.
  3. Следите за тем, чтоб вы сами не подавали малышу плохой пример, не допускайте конфликтов в присутствии ребенка, не бейте посуду, не ломайте вещи в порыве гнева.
  4. Выбирая игрушки, учитывайте уровень развития своего малыша и его предпочтения. Помните о том, что ребенок, которому купили то, что ему не нравится, при этом отказали в покупке понравившейся игрушки, обязательно сломает новое приобретение.
  5. Не покупайте низкокачественные товары. Они очень быстро могут сломаться, да еще и поранить ребенка.

Теперь вы знаете, что делать, если малыш ломает свои игрушки или портит вещи. Помните о том, какие причины провоцируют возникновение подобного поведения. Зачастую можно предотвратить поломки, избегая факторов, провоцирующих у ребенка желание все поломать.

«Не мой размер»

Игрушки ребенка могут не соответствовать ему по возрасту. Если крохе неинтересно играть с ними, то, возможно, понравится ломать. Старайтесь, чтобы игрушки малыша росли вместе с ним. Чем старше кроха, тем более функциональные предметы ему необходимы. Ненужные, надоевшие машинки, погремушки или каталки малыш не ломает, он их реконструирует, чтобы начать другую игру. Трудно придумать много игр с заводным медвежонком, который стучит в барабан. Вот и приходится барабан оторвать! Нужно, чтобы игрушка развивала фантазию. Малыш должен иметь возможность сам наделить своего героя выбранными качествами характера, сам озвучить его, изменить движение игрушки по его собственному сюжету.

Выбирая ребенку в магазине новых друзей, откажитесь от заводных, говорящих, поющих игрушек, фигурок с фиксированной позой, неподвижных. Возможно, правильный выбор решит проблему сломанных игрушек!

Выбирайте ребенку игрушки, которые учат его развивать фантазию.

Учите ребенка играть. Показывайте ему, как можно оживить игрушки, как построить трассу для машинок, домик из кубиков, как организовать сюжетную игру. Не думайте, что дети умеют играть с самого рождения. Игра − это тоже определенная работа, требующая воображения, знаний и умений.

«Она сама» или «я нечаянно»

Ломаются игрушки у каждого ребенка, даже у самого аккуратного и бережливого. Поэтому, увидев сломанную машинку или куклу, не нужно сразу наказывать ее маленького владельца — сначала следует разобраться в ситуации. Причины поломок могут быть разные, в том числе:

Низкое качество игрушек. Увы, производители не всегда заботятся о долговечности своей продукции, экономя на используемых материалах. Даже при бережном обращении низкокачественные игрушки быстро ломаются, и вины ребенка в этом нет. А вот родителям стоит подумать о приобретении более надежных и качественных товаров.

Детская любознательность. Как устроена машинка? Что находится внутри игрушечного планшета? Подобные вопросы интересуют ребенка, и лучший способ узнать правду — получить ответы опытным путем. Разобранные игрушки — это зачастую результат любопытства ребенка и его безобидного желания познать окружающий мир.

Скучные игрушки. Не исключено, что ребенку просто неинтересно играть с теми игрушками, что у него есть. Возможно, мальчик хочет конструктор, но ему дарят машинки. Или вместо игрушечного кухонного набора, девочка получает очередного пупса.

Особенности характера. Многие дети в дошкольном возрасте просто источают энергию. Они настолько активны, а иногда и импульсивны, что в их руках игрушки, действительно, ломаются случайно.

Капризы и протесты. Если ребенок обычно аккуратно обращается с игрушками, но в определенный момент начинает их специально ломать, значит, он испытывает эмоциональный дискомфорт

Таким образом он привлекает к себе родительское внимание и выплескивает негативные эмоции.

Отсутствие ценностей. Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения

Такая система воспитания формирует у ребенка потребительское отношение к жизни и отношениям, лишает умения ценить свое имущество. Имея множество игрушек, ребенок быстро теряет к ним интерес и часто просто ломает от скуки.

На самом деле сломанные игрушки могут многое рассказать о детях, их интересах и даже проблемах. Поэтому, прежде чем придумывать наказание, обязательно разберитесь в ситуации — это поможет вам лучше узнать своего ребенка.

Любопытство — еще одна причина ломания игрушек у детей

Нередко детки разбирают игрушки, чтобы узнать, из чего они состоят, и как созданы. Ох уж эти исследователи! Виной этому природное любопытство, и чаще всего малыши разбирают сложные и дорогие покупки. После того как они удовлетворят свое любопытство, ребята могут попытаться собрать все назад, но этот сложный процесс редко заканчивается успехом. Нужна помощь мамы и папы.

Читай также:  Почему нужно чередовать игрушки ребенка?

В таких ситуациях стоит выбирать предметы, которые легко разбираются и собираются. Они вызывают у детишек больший интерес и положительным образом влияют на развитие мелкой моторики. Детям подобного склада характера необходимо читать познавательные книги, просматривать с ними развивающие мультфильмы и фильмы. Используй эту черту характера на пользу ребенка и снабжай его головоломками и старой техникой, которую можно разобрать (конечно, когда он уже не тянет в рот мелкие детали).

Привлечение внимания взрослых

Если сын или дочь начинают с завидной регулярностью шалить, ломать вещи, капризничать, то это прямое следствие недостатка внимания со стороны родителей. Необходимо поговорить с малышом, узнать, чего ему не хватает, в какие игры он хочет поиграть с родителями, как провести время вместе. Гуляйте вместе, играйте на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, лепите снеговиков. Эти действия помогут ребенку чувствовать себя спокойно и защищено. Совместное времяпровождение способствует положительному микроклимату в семье и развитию творческих способностей.

Выражение негативных эмоций

Возможны ситуации, когда дети разрушают игрушки из-за обиды и злобы. Разломав вещи, они осуществляют выплеск эмоций, а потом чувствуют облегчение. Зачастую подобное поведение неслучайно, таким образом малыши проецируют поведение взрослых, с которым часто сталкиваются внутри семьи. Мать или отец бьют тарелки, громко хлопают дверью, портят личные вещи друг друга? Все это подмечается маленьким человечком, и в нем формируется неверная модель поведения. И он начинает вести себя под стать взрослым. Нужно оборудовать для ребенка детский уголок, в котором будет свобода для творчества и занятий спортом. Мальчикам подойдет комплект для бокса, девочкам — дартс и гимнастический инвентарь. Также необходимо следить за выражением своих эмоций, избавляясь от агрессии и раздражительности, как только их заметишь.

Слишком активные игры

В современном мире огромную популярность приобрели супергерои, и многие детки хотят им подражать. Именно поэтому они устраивают активные игры с разрушением всего вокруг и последующим спасением мира. Увлекаясь, малыш просто не замечает, что ломает и портит игрушки. В такой ситуации необходимо объяснять детям, что герои ничего не разрушают, их задача приносить добро и созидать. Артистичных детей можно отвести в драматический кружок, чтобы полностью задействовать их творческий потенциал. Также можно оформить часть детской комнаты постерами и фигурками любимых киношных героев.

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем. ‍

Почему дети сосут палец

Рефлекс сосания нужен человеку чтобы выжить и не остаться голодным. Также он помогает крохе успокоиться и нормализует нервную систему. Удовлетворять этот рефлекс помогают пустышки, но некоторые родители считают, что сосание пальца более физиологично. Ручки, в отличие от пустышки, находятся в свободном доступе, поэтому этот важный рефлекс может превратиться во вредную привычку.

В первые годы жизни много грудничков сосут пальцы. Желательно, чтобы привычка ушла из жизни ребёнка в возрасте 1,5–2 лет. Но если она осталась, это может значить, что малыш может испытывать какие-либо психологические трудности. Возможно, он просто пока не готов расстаться с одним из самых быстрых для него методом успокоения.

Рекомендация родителям от детского психолога

Очень часто в наши Центры обращаются с данной проблемой. Согласно советам психолога, ребенок не умеет проигрывать в силу неокрепшего эмоционального фона, неумения понимать и выражать негативные эмоции, а также из-за неправильно выстроенных приоритетов

Именно поэтому очень важно сначала наладить общую обстановку в семье и отношение родителей к проблемам ребенка. Также необходимо выстроить правильную коммуникацию между взрослым и малышом, где родитель выступит надежной опорой, верным другом и непоколебимым примером одновременно

Не требуйте от ребенка и других членов семьи исключительных успехов во всем, не завышайте ожидания, выставляйте приоритеты правильно. Помните, что являться авторитетом – не значит быть цербером, важно находить правильный подход. Чтобы справиться с неумением проигрывать, ребенку надо просто поверить в себя. А для этого, прежде всего, вы должны поверить в него. 

Если побороть эмоциональные трудности ребенка не получается самостоятельно, и вы, казалось бы, перепробовали всё возможное, не пренебрегайте посещением специалиста. Опытный детский психолог поможет найти решение психологическому непринятию поражения и поможет вам выстроить конструктивное взаимодействие с ребенком.

«Она сама» или «я нечаянно»

Ломаются игрушки у каждого ребенка, даже у самого аккуратного и бережливого. Поэтому, увидев сломанную машинку или куклу, не нужно сразу наказывать ее маленького владельца — сначала следует разобраться в ситуации. Причины поломок могут быть разные, в том числе:

Низкое качество игрушек. Увы, производители не всегда заботятся о долговечности своей продукции, экономя на используемых материалах. Даже при бережном обращении низкокачественные игрушки быстро ломаются, и вины ребенка в этом нет. А вот родителям стоит подумать о приобретении более надежных и качественных товаров.

Детская любознательность. Как устроена машинка? Что находится внутри игрушечного планшета? Подобные вопросы интересуют ребенка, и лучший способ узнать правду — получить ответы опытным путем. Разобранные игрушки — это зачастую результат любопытства ребенка и его безобидного желания познать окружающий мир.

Скучные игрушки. Не исключено, что ребенку просто неинтересно играть с теми игрушками, что у него есть. Возможно, мальчик хочет конструктор, но ему дарят машинки. Или вместо игрушечного кухонного набора, девочка получает очередного пупса.

Особенности характера. Многие дети в дошкольном возрасте просто источают энергию. Они настолько активны, а иногда и импульсивны, что в их руках игрушки, действительно, ломаются случайно.

Капризы и протесты. Если ребенок обычно аккуратно обращается с игрушками, но в определенный момент начинает их специально ломать, значит, он испытывает эмоциональный дискомфорт

Таким образом он привлекает к себе родительское внимание и выплескивает негативные эмоции. Отсутствие ценностей

Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения

Отсутствие ценностей. Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения

Такая система воспитания формирует у ребенка потребительское отношение к жизни и отношениям, лишает умения ценить свое имущество. Имея множество игрушек, ребенок быстро теряет к ним интерес и часто просто ломает от скуки.

На самом деле сломанные игрушки могут многое рассказать о детях, их интересах и даже проблемах. Поэтому, прежде чем придумывать наказание, обязательно разберитесь в ситуации — это поможет вам лучше узнать своего ребенка.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Как реагировать, если ребенок ломает игрушки

Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Делать вид, что не замечают происходящего или ругать? Верить, что игрушка сломалась сама или просто пойти и купить новую? Вариантов много, как выбрать правильное поведение?

Что делают некоторые родители, когда видят сломанные игрушки? Кричат на детей, поднимают руку, обвиняют в «криворукости» и неуклюжести, расточительстве и отсутствии бережливости. На малышей сыплются угрозы и обещания больше никогда ничего не покупать, не разговаривать и даже не любить. 

Все это недопустимо. Это только игрушка, больше ничего. Это не рука, не нога, не голова ребенка. Это просто предмет, которым играют. 

Поэтому следует оставить все репрессивные методы и спокойно отнестись с случившемуся, какова бы ни была стоимость игрушки. Жизнь и психическое здоровье ребенка нельзя сравнивать со стоимостью и ценностью игрушки. 

  • Спросите у детей, что случилось. Наверняка они смогут объяснить, что произошло и почему сломана игрушка. Проанализируйте события, произошедшие накануне – возможно сработала обида или злость. Устраните причину негатива и успокойте ребенка.
  • Поймите, не является ли сломанная игрушка призывом к совместному времяпрепровождению. Если факт таковой налицо – найдите время для детей, отложите дела и встречи. Поиграйте, погуляйте, попейте чай, посмотрите мультфильм, почитайте книгу вместе с детьми. Это всем пойдет на пользу.
  • Не ломайте вещи в гневе сами, ребенок станет копировать такое поведение. К примеру, родители ссорятся, отец бьет кулаком по столу или шкафу, разбивает окно, мама бьет посуду или рвет вещи, а ребенок за этим внимательно наблюдает. 

Покупайте игрушки, ориентируясь на уровень развития и возраст детей

Игрушки не по возрасту не будут вызывать интерес, потому быстро окажутся в числе сломанных. 
Обращайте внимание на стоимость и качество игрушек. Если ищете подешевле, не рассчитывайте на долгий срок службы

Если есть возможность выбрать качество – лучше потратить больше денег, но получить хороший предмет для игр.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.

Возможные причины

Ребенок может ломать игрушки, разбирая их на детали, в процессе познания окружающего мира Давайте разберемся, почему малыш может испытывать потребность в том, чтоб все ломать и игрушки в частности.

Любопытство. Ребенок не задается целью ломать игрушки, ему просто интересно, что у них внутри. Не стоит забывать, что малыш в таком возрасте, когда активно познает окружающий мир, ему интересно, что из чего состоит, как крепятся детали.
Особенность темперамента ребенка. Так подобное поведение встречается у холериков, достаточно активных детей, испытывающих сложности с концентрацией на одном деле и усидчивостью, управлением своими эмоциями. Такой малыш может сломать игрушку в порыве, под влиянием своего эмоционального характера. По мере взросления он научится быть более аккуратным и сдержанным.
Несоответствие игрушки возрасту ребенка, его уровню развития

Важно понимать, что малыш на каждом этапе своей жизни должен получать определенные навыки и знания, к которым он будет готов в данный конкретный период. И в ситуации, когда игрушка слишком сложная или наоборот простая, он не может играть с ней по правилам

А когда он не может с ней взаимодействовать, приходит самое простое решение — карапуз просто разбирает игрушку на части, пытаясь хоть что-то получить от вещи, которая ему неинтересна или непонятна.
Игрушка низкого качества. Иногда вовсе не ребенок виноват в том, что вещь сломалась
Возможно, была приобретена игрушка, изготовленная из некачественных материалов, хрупкая, ненадежная при эксплуатации, поэтому достаточно быстро пришла в негодность.
Попытка привлечь внимание родителей. Наблюдается у детей, которые лишены достаточного общения со взрослыми, например, когда родители постоянно заняты на работе, не находят времени на общение с малышом
Папа или мама пытается задабривать карапуза новыми подарками, надеясь таким образом купить его любовь, при этом ребенок негативно реагирует на игрушки, ломая их, чтоб родители наконец-то обратили на него внимание.
Злость, направленная на взрослых, зачастую при наличии обиды. Например, малыш мог расстроиться из-за того, что ему не купили то, что он просил. Когда под руку попадается какая-то старая игрушка или только что купленная, но не та, что ему нравилась, то она обязательно будет поломанной.
Плохое самочувствие, отсутствие настроения может также привести к тому, что у ребенка повысится возбудимость, появится агрессия, что приведет к швырянию игрушкой об стену, ее последующей поломкой.
Период возрастного кризиса. Ребенок может ломать предметы для того, чтоб заявить о своем «я», формировании себя, как личности, о том, что он может сам все делать, не требуя родительского контроля. Таким образом, он пытается самоутвердиться.
Копирование поведения взрослых. Если ваш малыш начинает что-то ломать, убедитесь в том, что вы не проявляете негативные эмоции в присутствии карапуза. Если мама в порыве скандала начинает разбивать тарелки, то не стоит удивляться, когда ребенок повторяет то же с игрушками.

Как предупредить

Покупайте игрушки в соответствии с возрастом ребенка

  1. Нужно понимать, что маленького ребенка будет сложно обучить тому, что необходимо бережно относиться к своим вещам. Однако, вы можете минимизировать количество случаев поломок, приобретя для ребенка игрушку, о которой он сможет позаботиться. Например, это может быть игрушечная собачка или пупс для девочки.
  2. Старайтесь уделять малышу, как можно больше времени. Если он достиг возрастного кризиса, расширяйте его самостоятельность, не претендуйте на свободу, не ущемляйте в правах.
  3. Следите за тем, чтоб вы сами не подавали малышу плохой пример, не допускайте конфликтов в присутствии ребенка, не бейте посуду, не ломайте вещи в порыве гнева.
  4. Выбирая игрушки, учитывайте уровень развития своего малыша и его предпочтения. Помните о том, что ребенок, которому купили то, что ему не нравится, при этом отказали в покупке понравившейся игрушки, обязательно сломает новое приобретение.
  5. Не покупайте низкокачественные товары. Они очень быстро могут сломаться, да еще и поранить ребенка.

Теперь вы знаете, что делать, если малыш ломает свои игрушки или портит вещи. Помните о том, какие причины провоцируют возникновение подобного поведения. Зачастую можно предотвратить поломки, избегая факторов, провоцирующих у ребенка желание все поломать.

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично. 

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий