Когда новорожденные начинают слышать

Зрение младенца

Все малыши, только что появившиеся на свет, видят сразу, однако не так, как взрослые. В связи с недостаточно развитым зрительным аппаратом они видят все в черно-белых тонах. 

В первые 12 месяцев зрительная система будет развиваться, поэтому размытая черно-белая картинка через некоторое время преобразуется в яркую разноцветную. Каждый месяц его зрительные возможности будут стремительно улучшаться.

Первые дни

Новорожденный может видеть четко все, что находится на расстоянии 30 см от него. Так будет до тех пор, пока на глазном яблоке не сформируется желтое пятнышко. Именно оно отвечает за остроту зрительной системы.

Из-за неокрепших глазных мышц отмечается нарушенное фокусирование взгляда. Это так называемое младенческое косоглазие» (глаза сводятся к носу или смотрят в разные стороны).

Есть мнение, что у новорожденных мир представлен в перевернутом виде, однако оно ошибочное. Если у него нет никаких патологий головного мозга, то изображение будет «правильным».

Уже с первых дней вы можете начать тренировку зрения у малыша – почаще говорите с ним, ближе наклоняйтесь, чтобы он обратил на вас внимание и пытался сфокусировать свой взгляд на вашем лице

Есть мнение, что ребенок легче фокусирует свой взгляд, будучи в лежачем положении, поэтому во время общения его можно взять на руки.

1 месяц

На этом этапе малыш видит крупногабаритные предметы с более четким очертанием, учиться сконцентрировать взгляд и координировать движения глаз из одной стороны в другую.

Уже к концу первого месяца вы можете показывать ему контрастные рисунки в черно-белых красках. Также немаловажны ежедневные прогулки в дневное время суток, что положительно сказываются на развитии зрения. 

2 месяца

Младенец может на несколько секунд задерживать свой взгляд на каком-то предмете. Также можно заметить, как он наблюдает за движущимися вблизи объектами. В 2-месячном возрасте окружающий мир становится для малыша более четким и наступает тот момент, когда он может отличать лицо мамы от других лиц.

В этот период жизни его зрение наполняется красками: он уже умеет распознавать красный цвет с самой длинной световой волной.

Поэтому вы смело можете разместить над кроваткой крупные игрушки в черно-бело-красных тонах на расстоянии полуметра от его глаз. Так он будет их рассматривать, фокусировать свой взгляд на них, следить за движущимися элементами и тем самым укреплять глазные мышцы.

3 месяца

У малыша проявляется повышенный интерес к предметам, которые его окружают. Ведь теперь он может полноценно наблюдать за ними. В его обзоре появляется еще один цвет – желтый. Также он умеет различать лица людей, которые часто перед ним появляются.

4-5 месяцев

Малыш четко видит все, что находится на расстоянии 1 м от него. Он может различить каждую деталь, черты лиц, мимику. В этот период жизни добавляется еще один цвет – зеленый.

Он может наблюдать не только за движущимися в стороны объектами, но и сконцентрировать свое внимание на предметах, которые приближаются и отдаляются от него. Благодаря хорошо развитому хватательному рефлексу в 4-5 месяцев, он будет пытаться взять предмет ручками, который вы подносите к нему. Как правило, малыши в таком возрасте берут предметы руками, приближают или отдаляют их от себя, грызут, облизывают

Таким способом они определяют их объемность

Как правило, малыши в таком возрасте берут предметы руками, приближают или отдаляют их от себя, грызут, облизывают. Таким способом они определяют их объемность.

6 месяцев

В этот период жизни он начинает видеть четче и объемней. Ребенок различает все цвета, поэтому можете смело знакомить его с их названиями.

В 6 месяцев у него уходит младенческое косоглазие, однако, если этого не случилось, его нужно срочно показать специалисту.

7-8 месяцев

В таком возрасте малыш отлично различает своих людей от чужих. При виде родственника он будет улыбаться, а увидев незнакомца – может испугаться и заплакать. В 7-8 месяцев малыш различает форму предметов, и не только их цвета, но и оттенки.

Он четко видит вещи, которые находятся вблизи или далеко от него, и может с легкостью на них переключаться.

9-12 месяцев

В годик у малыша зрительная система такая же, как и у взрослых. Он начинает ходить, поэтому изучает весь окружающий мир во всех красках. В этот период жизни задача родителей – подпитывать его желание познать мир: показывать разные по форме, цвету и структуре объекты.

Формирование зрения

Зрение новорожденного не такое острое, как у взрослого человека — от 0,005 до 0,015 диоптрий. Со временем сетчатка глаза и центры мозга развиваются, и младенец обретает способность видеть предметы, расположенные вдалеке. В процессе формирования зрительная функция проходит следующие этапы:

Как происходит развитие слуха у детей: нормы, особенности и упражнения

После рождения ребенок видит все в серых тонах, может отличать светлое и темное время суток. Днем в детской должно быть в меру яркое освещение, которое необходимо приглушать ночью, когда кроха засыпает.
В месяц крупные предметы, такие, как лица людей, выделяются из размытого фона

Новорожденный начинает видеть маму, поэтому важно больше общаться с ребенком.
В 2 месяца взгляд начинает фокусироваться, но не замирает на одном объекте. Малыш может проявлять заинтересованность при передвижении людей и игрушек.
В 3 месяца кроха следит глазами за игрушками, различает желтый и красный оттенки.
В 4 месяца новорожденный тянется к погремушкам, чтобы разглядеть их со всех сторон, изучает собственные пальцы. Ребенок еще не умеет оценивать на каком расстоянии находятся предметы и насколько они объемны, поэтому пытается поймать тени и солнечных зайчиков

Зрение становится четким.
В 5 месяцев малыш способен хорошо различать все цвета, приобретает способность к координации движений и изъявляет желание отправить увиденные предметы в рот.
Через полгода после рождения кроха узнает свою семью, зрение достигает 2/3 световой чувствительности взрослого человека.
С семи до восьми месяцев — грудные детки могут различать геометрические фигуры.
С 8 до 12 месяцев ребенок различает оттенки, находит связи между предметами, ищет глазами вещи и людей, исчезающих из его поля зрения. В этом возрасте новорожденный начинает видеть нормально, как взрослый человек.

Ребенок еще не умеет оценивать на каком расстоянии находятся предметы и насколько они объемны, поэтому пытается поймать тени и солнечных зайчиков. Зрение становится четким.
В 5 месяцев малыш способен хорошо различать все цвета, приобретает способность к координации движений и изъявляет желание отправить увиденные предметы в рот.
Через полгода после рождения кроха узнает свою семью, зрение достигает 2/3 световой чувствительности взрослого человека.
С семи до восьми месяцев — грудные детки могут различать геометрические фигуры.
С 8 до 12 месяцев ребенок различает оттенки, находит связи между предметами, ищет глазами вещи и людей, исчезающих из его поля зрения. В этом возрасте новорожденный начинает видеть нормально, как взрослый человек.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Развитие слуха во внутриутробном периоде

Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.

По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

“Место жительства” малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта “звуковая среда” представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.

К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.

Как слышит новорожденный ребенок ?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.

Лечение и прогнозы

Прогноз зависит от степени снижения слуха

Важно начать коррекционные мероприятия сразу после постановки диагноза

В перечень реабилитационных мероприятий включают:

  • медикаментозное лечение;
  • методы физиотерапии;
  • физические упражнения для ежедневного выполнения;
  • коррекционные мероприятия по развитию слуха и речи;
  • психологическую реабилитацию;
  • социальную реабилитацию, направленную на развитие коммуникативных возможностей.

При необходимости врач может назначить:

  1. установку слухового аппарата;
  2. стимуляцию слухового восприятия с использованием акустической аппаратуры;
  3. хирургическое вмешательство (установка кохлеарного импланта).

Как и когда проверить слух

Знаете ли Вы, с какого времени ребенок может реагировать на звуки? По словам специалистов, уже с 5 дня от роду. Убедиться в этом можно, просто хлопнув в ладоши возле его ушка. Главное, не делать слишком резких движений и не создавать чрезмерно громких звуков, чтобы не испугать малыша.

Есть и другой способ: возле ушка спящего ребенка медленно сдавливают детскую пищалку. В ответ на незначительный писк веки крохи вздрогнут, что будет свидетельствовать о том, что посыл услышан.

При желании можно перенести проверку и на более поздний срок. В возрасте двух месяцев кроха перестанет вздрагивать при каждом незнакомом шорохе. К трем месяцам слух обычно устанавливается окончательно. Лучшее тому подтверждение – поворот головки в сторону источника звука.

В то же время пока сложно ответить, когда карапуз осознанно будет реагировать на свое имя. Одни с легкостью делают это уже в 4 месяца, другие – тянут порой до полутора лет. В любом случае, если врач не обнаруживает серьезных проблем со слухом, беспокоиться не надо. В конце концов, у разных малышей наблюдается разная реакция на одни и те же звуки. Все зависит от их характера и темперамента.

Особенности слуховых навыков

Когда новорожденный начинает видеть, мы выяснили. Во сколько недель малыш начинает полноценно слышать? Ребенок различает звуки с самого рождения. Более того, он различает звуки и во время внутриутробного существования: так утверждают ученые. Отличительной чертой слуха малыша является недостаточная четкость восприятия.

Например, ребенок сразу реагирует на громкий стук, а спокойную речь взрослых не воспринимает. Когда появится нормальный слух у крохи? Это событие произойдет к трем месяцам: вы сразу заметите реакцию малютки на звуки.

Что груднички любят слушать? Ученые выяснили, что грудной ребенок хорошо реагирует на звуки классической музыки. Почему так происходит – не известно. Поэтому включайте запись произведений классиков мировой музыкальной культуры: Моцарта, Вивальди, Гайдна. Классическая музыка хорошо влияет на процессы переваривания пищи.

Особенности развития органов слуха

Слух у эмбриона появляется уже на 16−17 неделе внутриутробного развития. Исследования показали, что еще до рождения дети слышат музыку и голоса людей, а после появления на свет могут узнавать знакомые звуки, реагируя на них активными телодвижениями. Быстрее всего малыш узнает свою маму, откликаясь на тембр ее голоса.

Новорожденные воспринимают все звуки без исключения, но реагируют они только на громкие сигналы, выделяющиеся из общего шумового фона, например, бренчание погремушки или хлопки в ладоши. На негромкие разговоры, звук пылесоса или телевизора, дети не откликаются. Но несмотря на это, не рекомендуется делать звук на максимум при просмотре телепередач. В этом случае сон ребенка будет прерывистым, и кроха не сможет полноценно отдохнуть.

Немного повысив громкость речи и изменив интонацию, можно увидеть, что малыш заинтересовался. Это выражается в изменении положения ручек и ножек, движении головки или своеобразной мимике. Также ребенок может вздрогнуть и замереть прислушиваясь. Если младенца испугает неожиданно возникший шум, он начинает плакать или судорожно двигать конечностями. Не нужно удивляться, если малыш негативно среагирует на попытку заговорить с ним. Он еще не разобрался, откуда исходят звуки, поэтому боится. Осознавать, в какой стороне находится источник шума и вертеть головой, могут трехмесячные дети.

Если что-либо завладело вниманием ребенка, он может не отвлекаться на другие раздражители. Таким образом, кроха учится концентрироваться. Известно, что все груднички любят слушать мелодичные классические композиции

Симфонии Баха, Штрауса, Шуберта успокаивают нервную систему младенца и благоприятно влияют на его развитие

Известно, что все груднички любят слушать мелодичные классические композиции. Симфонии Баха, Штрауса, Шуберта успокаивают нервную систему младенца и благоприятно влияют на его развитие.

Зрение новорожденных

Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.

Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.

В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.

На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».

Как проверить, слышит ли новорожденный

В первую очередь, определитесь, а нужно ли проверять вообще, либо вы сами заметите, как ребенок среагирует на очередной стук двери либо громкий голос родителей. Если ждать вообще невтерпеж, то возьмите самую громкую погремушку и погремите ей поочередно возле ушей новорожденного. Если погремушки нет, то можно просто попробовать пощёлкать пальцами возле уха.

Кстати, проверка слуха прямо в роддоме в современном мире имеет место быть, поэтому, можно попросить это сделать и там. Если вы уже выписались из роддома, никто не запрещает вам обратится к педиатру в детской больнице с просьбой проверить слух.

В принципе все, мы с вами разобрались с вопросом и выяснили, когда новорожденные малыши начинают слышать.

Развитие зрения

Малютка рождается с периферическим зрением, позволяющее видеть только то, что находится по бокам от малыша. Со временем дитё сможет сфокусировать взгляд на игрушке, расположенной по центру от него. В течение нескольких месяцев зрение претерпевает ряд изменений. Первые недели после рождения малютки, нужно контролировать освещённость детской комнаты, которая не должна быть слишком приглушённой или яркой.

1-3 месяца

В первые дни жизни глазки грудничка очень чувствительны к яркому свету, поэтому зрачки имеют маленькие размеры, что защищает их от проникновения световых лучей. Через 2 недели зрачки расширяются, и малыш спокойно реагирует на свет.

Особенности зрения:

взгляд задерживается на предмете на 5 секунд;
глазки начинают «разбегаться», потому что у ребёнка не появилось умение смотреть сразу двумя глазками;
через 4 недели малыши видят более точную картинку;
внимание крохи привлекают чёрно-белые игрушки, потому что малыш ещё не видит яркие цвета;
малютка рассматривает лица;
зрачки реагируют на свет;
кроха следит за движущимися предметами;
формируется центральное зрение — взгляд учится «собираться» на предмете;
трёхмесячному малышу интересны движущиеся игрушки, от которых он долго не отводит взгляд.

3-6 месяцев

Уже пора подвешивать разноцветные игрушки в кроватке над малюткой. Растяжка должна находиться на расстоянии 25-30 см над крохой, но не над головой, а ближе к ногам.

Особенности зрения:

  • малютка хватает игрушки, чтобы рассмотреть их. Её привлекают красные, оранжевые, жёлтые цвета. Глаза надолго задерживается на изучаемом предмете;
  • у пятимесячного крохи развита сетчатка глаза, поэтому он может различать все цвета. Быстро находит игрушки, усовершенствовалась координация «рот-рука», поэтому малютка пихает всё интересное в рот;
  • световая чувствительность глаз достигает 2/3 взрослого зрения. Кроха узнаёт родителей.

6-12 месяцев

В этом возрасте зрение становится бинокулярным. Если раньше младенец видел предметы по отдельности, то сейчас в его глазках появляется картинка.

Особенности зрения:

  • изучает геометрические формы;
  • восьмимесячный ребёнок видит как взрослый человек. Может сортировать предметы по цветам, находить пропавшие из поля зрения игрушки, понимает связь между ними.

Чтобы ребёнок правильно фокусировал взгляд, нужно держать его столбиком. Подавая малышу игрушку, нужно учитывать расстояние от его глаз и предмета, которое должно составлять 20 см. Во время общения не нужно резко менять выражение лица, привычный внешний вид, причёску. Для правильного развития зрения необходимо окружить малютку игрушками, книжками, картинками.

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стадии развития ребенка до 1 года

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Резкие и слишком громкие звуки могут напугать малыша. Громкие возгласы, шум или крики способны довести его до плача и судорожных движений. Все же в первые месяцы у ребенка повышенная чувствительность, поэтому в доме нужно поддерживать умеренную тишину, избегать шума и грохота, а с малышом разговаривать спокойно и ласково улыбаться (подробнее в статье: как проходит развитие ребенка в первый месяц?).

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

ВозрастСлуховое развитие
До 5 недельПри громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяцаИщет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцевПрислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцевНаучается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцевУмеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?);
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного

Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды

Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий