Идеальных мам не бывает, или секреты французского воспитания

Чтобы не сойти с ума, нужно улыбнуться

Казалось бы, чем ещё меня можно удивить в «деле детей». Но Господу это удалось. У нашей пятой дочери Марии синдром Дауна.

Наша Маша пошла. А благодаря людям крест стал невесомым

Не буду много об этом писать, о Маше есть большое количество статей. Скажу только, что, когда прошёл первый шок, я поняла, что до этого момента я не знала вообще ничего. Я думала раньше, что жизнь с таким ребёнком – это что-то страшное. Оказалось, все совсем наоборот. Маша – самая беспроблемная из всех наших детей. Но если бы мне ещё три года назад сказали, что я буду благодарить Бога за то, что у меня дочка – «даун», я бы просто покрутила у виска. Но это тема для другой истории.

Зачем я рассказала о своих дочках? Знаете, я читала ту маму, которая знает о воспитании детей все, и не верила ей. Правда, не верила.

Она писала о каких-то «универсальных педагогических рецептах», а я и по своему опыту, и по опыту знакомых семей знаю, что таких рецептов нет. Потому что все дети разные. Даже в одной семье и от одних родителей. Конечно, существуют базовые вещи, и морально-нравственные, и практические, которым нужно обучать детей. Но мы никогда не знаем, что получим «на выходе». Потому что характер и исходные данные каждого ребёнка никто не отменял.

Она писала, как у неё всегда все прекрасно, идеально и продумано, а я опять ей не верила. И думала о том, что человек без чувства юмора и самоиронии – это очень грустно. Потому что ну не бывает все идеально в многодетных семьях. Да и в малодетных тоже. И чтобы не сойти с ума от несовершенства жизни, нужно, наверное, просто улыбнуться и махнуть рукой. И признать, что на многие вопросы у нас нет ответов. И «как воспитать идеального ребёнка?» – один из них.

Девочка-система

Но прошли годы, поведение Дуни как-то само собой выправилось (да, я уже знаю, что я – не Макаренко и это не моя заслуга) и оказалось, что она – самая серьёзная, ответственная и педантичная из всех наших дочерей. Человек-система.

Если мы боимся забыть что-то важное, всегда доверяем Дуне напомнить. Когда я иду в магазин с Евдокией, списки не пишу

Она все всегда помнит.

«Я – самый лучший ребенок». Какая самооценка – норма для малыша и пора ли бежать к психологу

Она никогда никуда не опаздывает, сама встаёт и собирается в школу. В отличие от Сони, которую невозможно вытащить из кровати. И Варвары, которая могла засунуть одну ногу в колготку и задремать или замечтаться. Однажды, ещё в первом классе, Варя мне рассказывала: «Мама, нас сегодня повели на завтрак, я отвернулась, задумалась, а когда повернулась – все шли обратно». У Дуни все чётко, как в армии. Никаких мечтаний! «Упал – отжался», причём по собственному желанию.

Сонины (да и Варины) вещи я собираю по всей квартире и, хоть убейся, ничего не могу с этим поделать. У Дуни все на плечиках, в ящике и рюкзаке идеальный порядок. А у Сони я отовсюду регулярно достаю какие-то огрызки, ошмётки и даже использованные пакетики чая.

Дуня самая «домовитая». Зимой у неё снега не выпросишь. У неё везде какие-то припасы, сокровища, тайники. Соня идёт покупать что-то себе, а приносит подарки всем. Правда, потом долго это припоминает…

Дуня, как и Соня, очень не любит помогать по дому. С той лишь разницей, что не верещит, как ее эмоциональная сестра, а находит для своей лени какие-то серьёзные, аргументированные и систематизированные объяснения.

А вот пятилетняя Антонина, самая загадочная из наших пяти дочерей, сама с удовольствием моет посуду, убирается и прекрасно следит за самой младшей сестрой, двухлетней Машей, у которой синдром Дауна. Даже нет, не следит. Им интересно вместе, и они лучшие подружки. У них какие-то свои разговоры, игры, разборки.

Я до сих пор не пойму, какой у Тони характер. Она и покладистая, и упрямая, с одной стороны – очень общительная, с другой – просто отшельница. Она готова что угодно делать, лишь бы не идти в детский сад. Потому что «в саду скучно, а дома с Машей весело».

Тоня – «ощущенец». В этом она больше всех похожа на меня. У меня плохо развита зрительная память, но я хорошо помню звуки, запахи… Почувствуется в воздухе что-то, и сразу всплывает какая-нибудь картина из детства. Вот и Тоня такая: «Пахнет, как у бабушки Кати», «Музыка, как будто мы на море»…

Она ещё бОльшая фантазерка, чем Варвара. «Мама, мы как-то заперлись с Тоней в туалете, взялись за руки и мечтали», – рассказала мне Варя. В этой фразе они обе. И ничего добавлять не надо.

Истерики — недостаток воспитания

Женевьева Дженати продолжает: «Гнев — очень полезная реакция на фрустрацию. Благодаря этой реакции внимательные родители могут сообразить: раз ребенок так разошелся, значит, что-то не так. Мне кажется, проблема в том, что этот тип реакции уже не так исключителен, как раньше, потому что порог толерантности снижается: детей с младенчества не учат испытывать незначительные разочарования, фрустрации (ребенок запросто мог бы подождать до выходных, но его ведут в кино среди недели по первому требованию), потому что родители не хотят разочаровывать детей, не хотят запрещать. Думаю, они слишком идентифицируют себя с детьми и не хотят причинять им того, чего сами не хотели бы испытать. Они просто забывают, что такое воспитывать».

Сандрин Марти, воспитатель с юга Франции, рассказывает: «У некоторых родителей большие проблемы с авторитетом, с властью. У меня в классе есть дети 3–4 лет, которые бьют своих родителей. Просто родители уже в таком штопоре находятся, что не хотят перечить своим детям, сдаются. И они так редко детей видят, что боятся: вдруг, если я ему буду что-то запрещать, он меня разлюбит? Родители хотят только покоя. И, чтобы добиться покоя, подчиняются любому капризу. Буквально забивают детям рот едой, сладостями — только чтобы было тихо. Такое впечатление, что родители булочками покупают свое спокойствие. Да и не только булочками: открыл рот — вот тебе пирожок, пирожок съел — вот тебе планшет, только не устраивай истерик».

Истерики — недостаток воспитания

Женевьева Дженати продолжает: «Гнев — очень полезная реакция на фрустрацию. Благодаря этой реакции внимательные родители могут сообразить: раз ребенок так разошелся, значит, что-то не так. Мне кажется, проблема в том, что этот тип реакции уже не так исключителен, как раньше, потому что порог толерантности снижается: детей с младенчества не учат испытывать незначительные разочарования, фрустрации (ребенок запросто мог бы подождать до выходных, но его ведут в кино среди недели по первому требованию), потому что родители не хотят разочаровывать детей, не хотят запрещать. Думаю, они слишком идентифицируют себя с детьми и не хотят причинять им того, чего сами не хотели бы испытать. Они просто забывают, что такое воспитывать».

Сандрин Марти, воспитатель с юга Франции, рассказывает: «У некоторых родителей большие проблемы с авторитетом, с властью. У меня в классе есть дети 3–4 лет, которые бьют своих родителей. Просто родители уже в таком штопоре находятся, что не хотят перечить своим детям, сдаются. И они так редко детей видят, что боятся: вдруг, если я ему буду что-то запрещать, он меня разлюбит? Родители хотят только покоя. И, чтобы добиться покоя, подчиняются любому капризу. Буквально забивают детям рот едой, сладостями — только чтобы было тихо. Такое впечатление, что родители булочками покупают свое спокойствие. Да и не только булочками: открыл рот — вот тебе пирожок, пирожок съел — вот тебе планшет, только не устраивай истерик».

Отдавать ребенка в ясли

Ясли — это детские сады для детей до двух лет. В Америке родители относятся к ним настороженно: переживают, что у ребенка будет психологическая травма, а среди сотрудников яслей окажется педофил. Но во Франции родители считают, что ясли помогают детям социализироваться, а работают в них профессионалы, которые знают об уходе за детьми всё.

В яслях детей не учат музыке или физкультуре, они просто играют друг с другом, спят, гуляют и едят. Автор описывает типичный обед в яслях:

«Обед начинается с салата из сердцевины пальмы и помидоров. За ним следует индейка с базиликом и рисом в сливочном соусе по-провански. Третье блюдо — сыр сорта сен-нектер с ломтиком свежего багета. На десерт — свежий киви».

Автор рассказывает, что американское правительство провело исследование, чтобы развеять сомнения родителей по поводу яслей. И выяснило, что дети лучше развиваются, если находятся под присмотром внимательного взрослого, но нет разницы, чьим именно: родителя, няня, дедушки или воспитателя.

Дети во французских семьях не плюются едой

Писательницу Памелу Друкерман очень удивило поведение французских детей за столом. Они не капризничают, кушают все, что есть на столе и при этом соблюдают все манеры и правила поведения. Захотелось узнать, как родителям удалось этого добиться.

Рекомендуется первые прикормы ребенка начинать только с овощей

Очень важно, чтобы малыш заинтересовался этим овощем и захотел его попробовать. С этой целью проводится небольшая подготовительная работа, в которой рассказывают об этом овоще, показывают его на красочной картинке. Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща

Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща.

Может так случится, что первая дегустация окажется неудачной и вкус крохе не понравится. В этом случае французские родители не привыкли отступать. Нужно немного переждать и повторить попытку, но в другом виде. Попробуйте приготовить тот же овощ на гриле или на пару, запеките его в духовке или потушите.

Малыши во французских семьях приблизительно в возрасте четырех месяцев уже питаются по взрослому режиму. Ребенок кушает четыре раза в день почти в одно и то же время – в восемь часов утра, в полдень, в четыре часа дня и в восемь часов вечера. Причем так выстраивается жизненный ритм малыша, а мама только приспосабливается к нему.

В дальнейшем такой порядок принятия пищи сохраняется. В семьях не принято перекусывать бутербродами, булочками или чем-то другим между завтраком, обедом и ужином. Может поэтому дети за столом кушают без капризов и с хорошим аппетитом. Их не нужно уговаривать съесть еще кусочек или что-то доесть.

При всем положительном опыте в воспитании детей французские женщины – мамы не идеальны. Большинство из них выбирают карьеру и очень скоро после рождения ребенка уже выходят на работу. Малышей, которым еще не исполнился один годик, они с легкостью отдают в ясли. Хладнокровно, без паники и волнения, они приучают малыша самостоятельно засыпать (без укачивания и колыбельных песенок). Затем также терпеливо и настойчиво формируют привычку правильно питаться – в определенное время и определенными продуктами. Они могут отправляться по своим делам, оставляя малыша няне, воспитателю или родственникам. И, самое интересное, им не свойственно чувство вины, как большинству женщин – матерей. Может быть поэтому они всегда полны энергии, оптимизма и жизненных сил. На всякого рода претензии у них есть свой четкий аргумент – идеальных мам не существует.

Идеальных мам не существует

Работающая женщина всегда стремится объять необъятное: быть идеальной матерью и одновременно делать успешную карьеру. Фактически она работает в две смены — в офисе и дома. Думаю, всем делающим карьеру мамам это ощущение хорошо знакомо. Так вот, у француженок есть излюбленный афоризм: «Идеальных матерей не существует». Не стоит пытаться быть идеальной. И это самая важная, основополагающая идея.

А ещё не воспринимайте детство ребёнка как начало марафона, финиш которого — поступление в университет. Французы, безусловно, хотят, чтобы их дети были успешными, но они не стараются вечерами после работы заставить ребёнка семимильными шагами проходить естественные этапы развития. Например, читать и писать ребёнка не учат лет до шести. Француженки считают, что гораздо важнее до школы привить малышу такие навыки, как концентрация внимания, общительность и самоконтроль. Во-первых, это не требует какого-то специально отведенного времени, а является просто неотъемлемой частью процесса воспитания. А, во-вторых, именно эти способности, а не умение в три года считать до ста и обратно, создают крепкую базу для успехов ребёнка в учебе.

Эта странная девочка не со мной

Да… Соня… Если бы десять лет назад она не родилась, я бы ещё долго считала себя педагогическим гением и рассказывала всем, как надо воспитывать детей.

Сонька – это огонь! Вся цыганская кровь моих предков «перетекла» именно в ее жилы. Она громче всех закричала в роддоме, только появившись на свет, и так до сих пор и не закрыла рта. Переспорить Соню невозможно. «Ты ей слово, она тебе – десять» – это в прямом смысле про неё.

«Вы не идеальные родители, и у вас будет масса поводов ненавидеть себя»

Какой там Макаренко! Я вообще не понимала, что этой Соньке от меня надо! И до сих пор с трудом понимаю. Потому что она то плачет, то хохочет, то целует, то психует, то обнимается, то дерётся, то танцует, то депрессует. А чаще – все это одновременно. 

Человек крайностей. Позитив и негатив в одном флаконе. Самая «нервотрепная» из наших дочерей. Именно она, когда ей исполнилось полтора года, научила шестилетнюю скромную и культурную Варю говорить: «Пися-попа». До этого та называла эти места «глупости» и страшно краснела.

Варя в младенчестве всегда прекрасно спала, и я рассказывала другим мамам, у чьих детей были проблемы со сном: «Просто положите его в кровать, и все!» У Сони была удивительная особенность спать и орать одновременно. Однажды, после многочасовых «просто положить Соню, и все», я очнулась глубокой ночью на полу. Наверное, рухнула, не дойдя до своей собственной кровати.

Худенькая Варя «клевала», как птичка, Соня весь первый год не слазила с груди, после часовых сосаний могла навернуть тарелку борща, съесть две котлеты и все это опять «засосать» грудью.

Варя всегда была очень деликатной в общении, Соня могла подойти к какому-нибудь мальчишке на улице, дать ему пинка, отнять бутерброд и тут же с аппетитом его слопать. А я слезно оправдывалась перед его «сопровождающими». Если это были родители – ещё ладно. Но если бабушка, на чьих глазах объели внука, все – конец!

Варе с детства не нужна была компания, она – в себе и своих мечтах. Соня всегда рвалась тусоваться и делает это до сих пор. Если Варю в качестве наказания лишить праздника или похода куда-то, она просто пожмёт плечами и уткнётся в свои книжки. Или начнёт что-нибудь созерцать. Для Сони самое страшное – пропустить какой-нибудь «движняк».

Если у Вари что-то отнимали, она просто отдавала. Соня «в юности» отнимала все у других детей, а порой и взрослых. Дралась, кусалась, вопила как резаная, не хотела садиться в коляску, плавала в луже, «потрошила» помойки, вырывалась, убегала, грозила мне издалека лопаткой, плевала в меня. А плюнув, заявляла: «Я Варе буду на тебя, мама, жаловаться!» Она вела себя так, что я время от времени отходила в сторонку и делала вид, что эта девочка не со мной. И если бы мне в тот момент кто-то посоветовал: «А вы просто скажите… и все», или сунул под нос какую-нибудь теорию воспитания, я бы его убила!

А сколько подсвечников Соня сбила в храме, вы себе не представляете!

Я забыла, что такое сидеть на лавочке и читать книжку. Я вообще забыла, что такое сидеть. А ещё – степенно ходить, спокойно есть и спать. 

Дети во французских семьях не плюются едой

Писательницу Памелу Друкерман очень удивило поведение французских детей за столом. Они не капризничают, кушают все, что есть на столе и при этом соблюдают все манеры и правила поведения. Захотелось узнать, как родителям удалось этого добиться.

Рекомендуется первые прикормы ребенка начинать только с овощей

Очень важно, чтобы малыш заинтересовался этим овощем и захотел его попробовать. С этой целью проводится небольшая подготовительная работа, в которой рассказывают об этом овоще, показывают его на красочной картинке. Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща

Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща.

Может так случится, что первая дегустация окажется неудачной и вкус крохе не понравится. В этом случае французские родители не привыкли отступать. Нужно немного переждать и повторить попытку, но в другом виде. Попробуйте приготовить тот же овощ на гриле или на пару, запеките его в духовке или потушите.

Малыши во французских семьях приблизительно в возрасте четырех месяцев уже питаются по взрослому режиму. Ребенок кушает четыре раза в день почти в одно и то же время – в восемь часов утра, в полдень, в четыре часа дня и в восемь часов вечера. Причем так выстраивается жизненный ритм малыша, а мама только приспосабливается к нему.

В дальнейшем такой порядок принятия пищи сохраняется. В семьях не принято перекусывать бутербродами, булочками или чем-то другим между завтраком, обедом и ужином. Может поэтому дети за столом кушают без капризов и с хорошим аппетитом. Их не нужно уговаривать съесть еще кусочек или что-то доесть.

При всем положительном опыте в воспитании детей французские женщины – мамы не идеальны. Большинство из них выбирают карьеру и очень скоро после рождения ребенка уже выходят на работу. Малышей, которым еще не исполнился один годик, они с легкостью отдают в ясли. Хладнокровно, без паники и волнения, они приучают малыша самостоятельно засыпать (без укачивания и колыбельных песенок). Затем также терпеливо и настойчиво формируют привычку правильно питаться – в определенное время и определенными продуктами. Они могут отправляться по своим делам, оставляя малыша няне, воспитателю или родственникам. И, самое интересное, им не свойственно чувство вины, как большинству женщин – матерей. Может быть поэтому они всегда полны энергии, оптимизма и жизненных сил. На всякого рода претензии у них есть свой четкий аргумент – идеальных мам не существует.

Дети во французских семьях не плюются едой

Писательницу Памелу Друкерман очень удивило поведение французских детей за столом. Они не капризничают, кушают все, что есть на столе и при этом соблюдают все манеры и правила поведения. Захотелось узнать, как родителям удалось этого добиться.

Рекомендуется первые прикормы ребенка начинать только с овощей

Очень важно, чтобы малыш заинтересовался этим овощем и захотел его попробовать. С этой целью проводится небольшая подготовительная работа, в которой рассказывают об этом овоще, показывают его на красочной картинке. Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща

Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща.

Может так случится, что первая дегустация окажется неудачной и вкус крохе не понравится. В этом случае французские родители не привыкли отступать. Нужно немного переждать и повторить попытку, но в другом виде. Попробуйте приготовить тот же овощ на гриле или на пару, запеките его в духовке или потушите.

Малыши во французских семьях приблизительно в возрасте четырех месяцев уже питаются по взрослому режиму. Ребенок кушает четыре раза в день почти в одно и то же время – в восемь часов утра, в полдень, в четыре часа дня и в восемь часов вечера. Причем так выстраивается жизненный ритм малыша, а мама только приспосабливается к нему.

В дальнейшем такой порядок принятия пищи сохраняется. В семьях не принято перекусывать бутербродами, булочками или чем-то другим между завтраком, обедом и ужином. Может поэтому дети за столом кушают без капризов и с хорошим аппетитом. Их не нужно уговаривать съесть еще кусочек или что-то доесть.

При всем положительном опыте в воспитании детей французские женщины – мамы не идеальны. Большинство из них выбирают карьеру и очень скоро после рождения ребенка уже выходят на работу. Малышей, которым еще не исполнился один годик, они с легкостью отдают в ясли. Хладнокровно, без паники и волнения, они приучают малыша самостоятельно засыпать (без укачивания и колыбельных песенок). Затем также терпеливо и настойчиво формируют привычку правильно питаться – в определенное время и определенными продуктами. Они могут отправляться по своим делам, оставляя малыша няне, воспитателю или родственникам. И, самое интересное, им не свойственно чувство вины, как большинству женщин – матерей. Может быть поэтому они всегда полны энергии, оптимизма и жизненных сил. На всякого рода претензии у них есть свой четкий аргумент – идеальных мам не существует.

Правило первое: идеальных мам не существует

Не стоит пытаться быть идеальной. И это самая важная, основополагающая идея.

А еще не воспринимайте детство ребенка как начало марафона, финиш которого — поступление в университет. Французы, безусловно, хотят, чтобы их дети были успешными, но они не стараются вечерами после работы заставить ребенка семимильными шагами проходить естественные этапы развития. Например, читать и писать ребенка не учат лет до шести. Француженки считают, что гораздо важнее до школы привить малышу такие навыки, как концентрация внимания, общительность и самоконтроль. Во-первых, это не требует какого-то специально отведенного времени, а является просто неотъемлемой частью процесса воспитания. А, во-вторых, именно эти способности, а не умение в три года считать до ста и обратно, создают крепкую базу для успехов ребенка в учебе.

Как справляться с гневом по-французски?

  1. Допустить, что гнев ребенка — естественное явление.
  2. Стремиться понять, в чем причина гнева. Она может оказаться вполне веской.
  3. Поговорить с воспитателем садика или учителем: возможно, там ребенок слишком напряжен, и напряжение «выходит» дома.
  4. Позволять ребенку выплеснуть свой гнев.
  5. Приучать ребенка спокойно относиться к фрустрации, учить его ждать. Отвечать на капризы твердо и непоколебимо.
  6. Не забывать о том, что роль родителей — не только давать все, в чем ребенок нуждается, но и ограничивать его, устанавливать рамки.
  7. Если приступ гнева наступил, не кричать, не осуждать, не хвалить. Сказать как можно более спокойно: «Иди в свою комнату».
  8. В случае приступа гнева уйти — в спальню, на кухню, в ванную и «выпустить пар».
  9. Учиться самому «мирно» справляться с гневом.

Пусть живут своей жизнью

Во Франции принято отправлять детей, начиная с 4-х лет, в детские лагеря. Самые маленькие обычно уезжают в деревню на 7-8 дней, где они живут, наблюдая за природой, на свежем воздухе. Это называется «зелеными неделями». Дети постарше уезжают в лагеря по каким-либо направлениям: театральные, астрономические и другие.

Тем самым детям предоставляется независимость от родителей, возможность научиться преодолевать трудности и полагаться на свои силы. Это один из основных принципов французского воспитания. Благодаря таким поездкам малыши учатся самостоятельности, в том числе в эмоциональном плане, формируется самооценка и уверенность в собственных силах.

В этом проявляется и желание уберечь своих детей. Французские родители понимают, что невозможно предусмотреть все

Поэтому очень важно учить ребенка самостоятельности как можно раньше, обеспечив необходимую безопасность

Во французском подходе к воспитанию признается потребность ребенка в свободе. По мнению психологов, его необходимо оставлять одного, чтобы он сам разобрался, как надо поступить в той или иной ситуации. Имея с каждым днем все больше свободы, малыш получает личный опыт, учится общаться со сверстниками, уверенно ощущать себя в мире.

Забудьте про чувство вины

Нет никакого смысла испытывать чувство вины перед ребёнком за то, что вы работаете. Это совершенно деструктивное чувство, которое всё равно ничего не изменит. У вас всё равно не появится больше времени на общение с малышом. Главное, что вы можете сделать, – это по-настоящему быть с ребёнком, когда вы свободны. Не просто присутствовать на прогулке, болтая по телефону с подругой, а действительно проводить время с ребёнком. Вы не должны всё время беспокоиться о малыше, когда вы на работе, не должны корить себя за то, что вы не только мама, но и коллега, подруга, жена. Единственное, что вы, пожалуй, должны своему ребёнку, когда вы рядом с ним, – это быть спокойной и быть «здесь».

А ещё воспитывайте в своих детях терпение. Раньше я думала, что это врождённое умение, которое либо есть, либо нет. Французы же воспринимают терпение как некую мышцу, которую можно и нужно тренировать, причём с самого раннего возраста. Не вскакивайте из-за стола, если вы работаете, а ребёнок просит посмотреть, какую башню из кубиков он построил. Мягко объясните малышу, что вы делаете, и попросите немного подождать. Сначала он подождёт несколько секунд, но затем и минут. Он научится развлекать себя сам во время ожидания и справляться со своим разочарованием. Для ребёнка этот навык жизненно необходим, считают французы, — только так он узнает, что не является центром вселенной, и научится взрослеть.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий