Как привить ребенку любовь к книгам и чтению

Как привить ребёнку любовь к чтению с рождения

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» — говорят они. Но это не совсем так. Фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.

Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни. Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение — это увлекательно и полезно

Назидания бессмысленны: читай и вырастешь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).

Предоставьте детям свободу выбора. Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.   

<<Форма демодоступа>>  

Способы вызывания интереса к чтению

А теперь давайте узнаем то, как ребенку привить любовь к чтению с помощью нескольких интересных методик. Какая из них подойдёт именно вашему чаду, сказать сложно. Можно выбрать одну из них, можно опробовать несколько вариантов, а можно придумать собственный воспитательный манёвр.

«Дочитай сам»

Такой способ ещё называют по фамилии известного советского писателя – метод Кассиля. Он подходит тем детям, которые обладают навыком чтения, но равнодушно относятся к литературе и предпочитают слушать мамины сказки и истории.

Что же делать? Взрослый подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом и закрученной интригой. Читает ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это занятостью. Малыш, желая понять, чем же всё закончилось, вынужден сам взяться за книжку. Мама и папа тут же хвалят ребёнка за этот самостоятельный поступок и ненавязчиво помогают ему, если тот об этом просит.

Метод Искры Даунис

Советский психолог предложила интересный способ, совмещающий игру и чтение. В один прекрасный момент ребёнок просыпается и находит, допустим, в рюкзачке или под подушкой письменное послание от сказочного героя. К примеру, от Карлсона. Тот кратко сообщает, что хочет подружиться с малышом и дарит ему подарок, который спрятан в определённом месте. В указанном месте действительно обнаруживается сюрприз.

На следующее утро обнаруживается ещё одно послание, чуть длиннее и подробнее. В нём «Карлсон» рассказывает о чём-то интересном из своей жизни либо из жизни малыша. Такие письма могут быть просто весёлыми или же нести воспитательную нагрузку (но не нужно сочинять скучные нотации).

С каждым днём письменные сообщения становятся всё более длинными и содержательными. В них попадаются задания, обещаются награды (обещания нужно обязательно выполнять). Ребёнок читает их всё проще и всё с большим удовольствием. Как результат – чтение превращается из скучного занятия в увлекательный процесс.

Метод древнего народа

Ещё один хитрый метод – донести до ребёнка информацию о том, что книги – это настоящее сокровище. Следовательно, он может их читать лишь в том случае, если ведёт себя хорошо. Получается, что чтение ассоциируется у малыша с чем-то радостным и праздничным, тем более что каждый раз можно печь специальные печеньки в виде книжек. Если же ребёнок ведёт себя плохо, то пухлый томик откладывается в сторону.

Запрет на чтение

Этот способ довольно манипулятивный, поэтому применять его стоит крайне осторожно. Чем-то он похож на предыдущий вариант, но тут опытные родители предлагают запрещать ребёнку читать определённую книгу, аргументируя это тем, что он ещё слишком мал для подобной литературы

Все мы знаем, что запретный плод отличается сладостью и манит детей. Следовательно, интерес к книжке возрастает многократно.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий

Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.

Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых

Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.

Не дарите подарки за учебуНекоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.

Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебеДля этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.

Бывает, родители требуют слишком многого от своих детейСейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора

Лучше прививать привычку к учебе с 1-го классаЕсли чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.

Помогите увидеть позитивные измененияКогда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.

Подавайте примерНе пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.

ПоддерживайтеЕсли школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.

Разделите переживанияОбъясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.

Укажите на хорошие качества ребенкаДаже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.

Учитывайте желания и стремления самого ребенкаЕсли Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Как правильно читать с ребенком

Чтобы вызвать у ребенка интерес к книге необходимо не только правильно подобрать подходящую для его возраста, пола и характера литературу, но и соблюсти несколько важных правил, среди которых есть следующие.

  • Выбирайте правильное время для чтения. Есть старая добрая традиция: чтение сказок перед сном. Это не случайно: чтение помогает успокоить ребенка после активного дня, дать ему пофантазировать, настроить на спокойный сон. Если у чтения обучающая цель, то читать лучше или с утра до полудня, или после дневного сна ближе к вечеру.
  • Сделайте чтение частью режима дня ребенка. К примеру, вы будете читать каждый день час перед сном либо после обеда. Таким образом, вы сможете постепенно выработать у ребенка привычку чтения каждый день.
  • Не стоит настаивать, если ребенок не хочет читать.В противном случае у малыша может развиться ассоциация с неприятными впечатлениями, «давящими» на него родителями. Отбить желание читать можно любым давлением. Найдите время, когда у вашего малыша будет восприимчивость к чтению.
  • Будьте актрисой/актером, играйте сказку. Читайте не торопясь, выразительно, голосом выделяйте слова автора, героев, замирайте, громко кричите, пищите, рычите, жестикулируйте.
  • Задавайте малышу наводящие вопросы.«Как называется это животное? Как оно говорит? Давай придумаем интересную историю про него?» и так далее.

Читайте настоящие книги

«Бумажные или электронные книги?» — вопрос примерно такой же сильный, как и шекспировский «Быть или не быть?». Прямо-таки вселенский масштаб.

У электронных книг есть свои явные плюсы: доступность любой литературы, настраиваемый шрифт и подсветка, возможность поиска слов, быстрый переход к страницам и т.д. Однако для ребенка лучшим вариантом будет бумажная книга. Известно, что из электронной книги информация усваивается мозгом хуже, чем тот же текст, прочитанный на бумаге. К такому выводу приходят все больше ученых, основываясь на различных тестах и экспериментах. Мы приведем результаты одного из исследований на эту тему.

Когда начинать?

Начать знакомство крохи с сокровищницей мировой литературы можно еще до рождения. Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что с двадцатой недели внутриутробной жизни младенец способен слышать. Обычно, правда, будущие родители предпочитают слушать с малышом любимую музыку, чем читать вслух. Но ребенку в материнской утробе обязательно нужно слушать человеческую речь – и живую, обращенную к нему, и литературные тексты.

Когда я была беременна старшей дочкой, мы с мужем довольно много читали вслух Пушкина. Читали и потом – уже когда она родилась. И любопытно, что под знакомые стихи девочка быстрее успокаивалась, а в пять лет легко выучила длиннющую сказку о царе Салтане. Подчас казалось, что она вспоминает знакомый текст. Вполне вероятно, что так оно и было.

Младшая же наша дочка, находясь в мамином животе, слышала так много разных детских стихов, сказок и песенок, которые мы читали и пели ее сестре, что здесь даже трудно определить ее предпочтения.

Примерно с полугода можно приобщать младенца и к настоящим книгам. Внимательно следите за реакцией малыша: если книжка явно не вызывает у него интереса, лучше немного подождать. Младенец нескольких месяцев от роду вряд ли по-настоящему заинтересуется последними новинками детской литературы. Так что не спешите.

Как правило, книги начинают привлекать карапузов, едва перешагнувших годовой рубеж.

Что даёт навык чтения

Процесс чтения может казаться примитивным навыком. Подумаешь, видишь буквы и произносишь их. На самом деле, за этим умением стоит огромная работа многих отделов мозга. Такой навык развивает множество областей «мозгового компьютера» ребенка. В дальнейшем любовь к чтению влияет на умение обучаться.

Дети для прочтения должны научиться концентрировать внимание на мелких деталях, а именно на буквах. Далее малыши учатся соотносить произнесённое слово с напечатанным

Они тренируют зрительную и слуховую память.

Если малыш не обладает усидчивостью, не может сконцентрировать внимание более 1-5 минут на одном занятии и ведет себя чрезмерно активно, то это могут быть признаки СДВГ о котором стоит поговорить с врачом. Интеллектуальное развитие читающего ребенка стремительно набирает обороты

Растет словарный запас, улучшается речь, расширяется кругозор. Сам малыш воспринимает и понимает обращённые к нему слова эффективнее

Интеллектуальное развитие читающего ребенка стремительно набирает обороты. Растет словарный запас, улучшается речь, расширяется кругозор. Сам малыш воспринимает и понимает обращённые к нему слова эффективнее.

Благодаря чтению идёт активное развитие эмоциональной сферы. Знакомясь с эмоциями героев сказок и рассказов, дети лучше понимают собственные чувства и чувства окружающих. Как результат, качество общения с друзьями и семьёй ребенка улучшается.

Книга даёт детям уникальный шанс познакомиться с окружающим миром и пережить тысячу эмоций. Но получит ли книжный опыт ребенок, зависит от родителей и их умению привить не просто интерес, а любовь к литературе.

Методики внедрения правильного чтения

Методик внедрения правильного чтения множество, все они подходят для своей цели, а именно научить ребенка читать так, чтобы он полюбил это делать. Ребёнок должен понять, что чтение — это не принудительный и скучный процесс, а индивидуальное и интересное поглощение увлекательной информации.

Запрещайте детям читать

Купив новую книгу с яркими картинками, демонстративно пролистайте её, чтобы кроха видел, а затем положите на видное место, и скажите малышу, чтобы он не читал, обоснуя  тем, что эта сказка вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. В конце концов любопытство возьмет верх, ведь запретный плод сладок.

Метод Искры Даунис

Один из самых действенных методов, позволяющих сделать чтение увлекательным и интересным. Утром, когда ребенок проснется, он найдет у себя на подушке письмо от любимого сказочного персонажа, пусть это будет Карлсон.

В письме всего пару строчек о том, что он хочет дружить с малышом и оставил ему подарок в определенном месте, указанном в письме.Подарок ребенок обнаруживает, а на другое утро получает новое письмо, где Карлсон пишет, что сегодня хотел подарить ему билеты в цирк или зоопарк, но так как малыш себя плохо вел, подарок он получит, когда исправит свое поведение.

В этом письме уже больше строчек и так с каждым днем, количество прочитанных строк увеличивается, техника чтения улучшается, а ребенок с нетерпением ждет нового письма. Этот метод помогает детям связать чтение с чувством удовольствия и радости.

Совместный просмотр фильмов

Наверняка, многие из вас уже начали возмущаться, мол это к чтению никак не относится.Читайте дальше, поймете, в чем дело. В современном мире ребенка от телевизора точно не уберечь, но иногда можно вынести из этого пользу. Подбирайте экранизации по известным детским произведениям, перед просмотром обязательно расскажите, что вначале была написана книга, а только потом по её сюжету сняли фильм.

После просмотра с энтузиазмом, расскажите малышу об упущенных в фильме эпизодах, о том, что книга намного интереснее и красочнее, более точно передает историю и эмоции главных героев. Если ребенка зацепил фильм, не сомневайтесь, что он захочет прочесть и книгу.

Наверняка вам знакома история Гарри Поттера, дети во всем мире взахлеб читали историю мальчика, который выжил. Собственно, почему читали? И сейчас читают. По данным статистики, больше половины детей сначала посмотрели фильм, а только потом, заинтересовавшись сюжетом, прочли книгу, и с нетерпением ждали новой части.

В каком возрасте можно прививать детям любовь к чтению

Прививать интерес к книгам можно уже с начала обучения чтению. Оптимальным считается возраст в три четыре года

Но важно приучать ребенка не исходя из возраста, а самостоятельного интереса малыша к чтению

Прививать любовь к чтению необходимо по хотению самого ребенка

Для каждого возраста необходимо выбирать разные книги. Обычно с двух лет малыши начинают слушать с интересом и понимать, простые стишки-потешки. Поэтому родителям рекомендуется до четырех лет рифмованные стихотворения, а не прозу. После трех четырех лет уже рекомендуется заинтересовывать чадо к рассказам и сказкам в прозе, а после пяти приучать к энциклопедиям.

А вот уже с шестилетнего возраста, ребенок сам определяется с выбором интересных для него произведений и способен сам их себе подбирать. Родители в этот период должны помогать, но не давить на дитя. Помощь должна заключаться в советах, о том не будет ли трудно для прочтения и понимания произведение.

Важно! Не обязательно заставлять малышей любить чтение в три года. Каждый ребенок индивидуален

Он может полюбить книги в пять, три семь и даже в десять лет. Главное не оказывать давление.

От любви к чтению зависят успехи в учебе

Экзамены отменяются!

Конечно, вам обязательно захочется проверить, что усвоил малыш из ваших объяснений, запомнил ли он, где пресловутая киска, отличит ли он ее теперь от коровы.

По большей части это касается так называемой обучающей литературы: книг, предназначенных специально для изучения цветов, форм, размеров, противоположностей и пр.

И каждой маме хочется порой блеснуть перед родными и знакомыми необычайной эрудицией своего крохи (особенно, если речь идет о первенце). Однако не злоупотребляйте ролью строгого экзаменатора! Вполне возможно, что ребенок совсем не настроен отвечать вам, хотя он прекрасно знает, что от него требуют

Сейчас для него самое важное – впитывать максимальное количество информации о мире, а перерабатывать и анализировать ее он будет потом, когда придет время

И вообще, постарайтесь не нагружать кроху дидактической литературой. Он сейчас учится чувствовать, принимать образ в целом, а не отдельные его части. Поэтому если вы невзначай упомянете, что тот кубик, к которому сейчас тянется малыш, желтого цвета, он скорее запомнит этот факт, чем если вы целенаправленно будете «читать» с ним книги о различных цветах.

Вместо «экзаменов» попробуйте лучше обсудить и пересказать вместе только что прочитанный текст. Принцип построения пересказа – точно такой же, как комментирования картинок. Сначала «кто тут?» Это называние, самое первое речевое обобщение. Потом «что делает?» Если малыш еще не очень хорошо говорит, не бойтесь лишний раз повторить ответ вместо него. Вскоре, возможно, он повторит ваш ответ на своем «инопланетянском» языке или покажет пальчиком. И то, и другое – это настоящее участие в разговоре!

Авторитет книги должен подкрепляться и в ролевых играх, которые кроха постепенно начинает осваивать. Пусть он «почитает» любимую книжку своим куклам, мишкам или зайчикам

А, может быть, в роли благодарного слушателя выступит вернувшийся с работы папа? Обратите внимание, иногда в «чтении» малыша можно услышать явный стихотворный ритм и мелькающие в нем знакомые слова. Это означает, что кроха чувствует ритм речи и пытается его воспроизвести

Стремление «читать понарошку» следует всячески поддерживать у ребенка, это очень важный момент.

Что новенького?

Нередко малыш сколько угодно согласен слушать привычные рассказы по картинкам, но наотрез отказывается знакомиться с новыми книгами. Все очень просто: дети – величайшие в мире консерваторы, и любят они то, что им хорошо знакомо. Значит, нужно помочь войти новым текстам в вашу повседневную жизнь. Заранее выучите несколько новых стихотворений, к которым вы собираетесь приобщить малыша, и читайте их наизусть во время купанья, еды, прогулки и т.д. Если на заучивание стихов времени не хватает, можно распечатать небольшие тексты на принтере (или даже написать их от руки) и развесить тексты по квартире. Тогда можно будет читать, не отрываясь от домашних дел. После такой подготовки ребенку будет гораздо легче воспринять текст в книге.

Можно заранее отметить карандашом самые главные моменты в тексте и начинать чтение с них, попутно объясняя и комментируя сюжет по картинке

Показывайте пальчиком малыша то, на что вы хотите обратить его внимание. Постепенно объем текста будет расширяться, и ребенок сможет с интересом его воспринимать

Если вы в первый и даже в пятый раз не доберетесь до конца – ничего страшного, когда-нибудь это все равно произойдет!

И, конечно, лучший способ познакомить малыша с новым текстом – это игра. Показывая крохе новую игрушку, прочтите о ней коротенькое стихотворенье. Можно устроить и простейшие инсценировки, в которых могут участвовать как игрушки, так и сам малыш. Например, он с удовольствием изобразит качающегося бычка, готового вот-вот упасть с шаткой доски. Или пожалеет и «вылечит» мишку с оторванной лапой. Или покажет, как плюшевый кот не поместился в игрушечный грузовик и перевернул его. Такое «театральное действо» поможет егозе на собственном опыте понять смысл стихотворения.

Постепенно юный читатель сам начнет принимать участие в процессе. Попробуйте, например, читая знакомое стихотворенье, в конце строки перед последним словом сделать паузу. Вполне вероятно, кроха сам закончит строчку. Начинать можно с самых простых, звукоподражательных стихов. Например, таких:

  • Наши уточки с утра – КРЯ, КРЯ, КРЯ,
  • Наши гуси у пруда – ГА, ГА, ГА,
  • Наш индюк среди двора – БАЛ-БАЛ-ДА.
  • Наши гуленьки вверху – ГРУ-РУ-РУ.
  • Наши курочки в окно – КО-КО-КО.
  • А как Петя-петушок рано-рано поутру
  • Нам споет КУ-КА-РЕ-КУ!

На собственном примере

Представим ситуацию, вы постоянно утверждаете ребенку, что необходимо заниматься спортом, делать по утрам зарядку и тому подобное, но сами лишний раз без нужды не поднимитесь с дивана, а вместо отжимания или занятий с гантелями поутру, вы предпочтете поваляться в кровати. Такая же ситуация и с книгами: если вы постоянно твердите ребенку, что он должен читать книги, а сами последний раз брали их в руки еще в студенческую пору, то вряд ли ребенок послушается вас.

В идеале, если хотите привить ребенку желание самостоятельно читать литературу, то вы должны быть сами готовы ежедневно посвящать себя этому занятию.

5 способов привить ребенку интерес к чтению

Каждому родителю хотелось, чтобы его ребенок любил и читал книги. Взрослый может привить интерес к литературе с помощью следующих лайфхаков.

Знакомство с книгой необходимо организовать как можно раньше. С самого рождения малыш должен видеть и слышать, как ему читают сказки и стихи. Книга должна ассоциироваться у малыша с продолжением руки мамы и его собственной руки.
Не оказывать давление. Приучать — некорректная формулировка. Насильное действие всегда будет встречать сопротивление. Чтение не должно быть наказанием

Важно связать этот процесс с получением удовольствия. Тогда кроха охотно потянется к литературе и сам начнет проявлять интерес к чтению

Если родители сами любят читать и ребенок это видит, то он и сам начнет проявлять интерес к литературе.
Подбирать книги под юного читателя. Сегодня можно найти издания под любые потребности и интересы. Возможно, малышу нравится клеить наклейки или собирать пазлы. Такие элементы есть и в игровых книгах. Тематика литературы должна соответствовать увлечениям и возрасту деток.
Не отчаиваться при неудачных попытках. Важно отложить книги до того момента, пока малыш не окажется в хорошем расположении духа и сам не проявит интерес. Если ребенок убегает от книг или протестует, стоит пробовать ещё и ещё. Возможно, однажды получится заинтересовать его в чтении или поймать нужное настроение для работы с литературой.
Привить привычку. Известно, что поведение человека — это набор привычек. Из чтения необходимо сделать ритуал, который будет повторяться изо дня в день. Необходимо добавить позитивную ассоциацию для удачного закрепления привычки.

Применения этих 5 простых правил поможет родителям привить любому ребенку любовь к книге и интерес к чтению.

Как привить ребенку любовь к чтению с рождения

Начинать чтение можно уже с 5 месяцев, используя специальные мягкие книжки с простыми картинками: кошка, собака, лошадка, поросенок и т.д. Их можно бросать, слюнявить, пачкать, а потом стирать. Такие книжки можно делать и самим.

Постепенно, уже ближе к году, переходите к более сложным книгам. Важно подбирать книги в соответствии с возрастом ребенка. Сначала вы просто с любовью и интересом рассказываете своему малышу про то, что нарисовано в книжках. Читаете коротенькие стишки и “потешки”

Детишки в возрасте около года еще не могут долго удерживать внимание, и нетерпеливо переворачивают одну страничку за другой. Тем самым они больше играют в книжку, а не читают ее

Играйте с ним в эту игру, стараясь прочитать столько, сколько успеете. Мало-помалу вы заметите, что ребенок будет удерживать внимание, с каждым разом чуть подольше. И вы уже сможете читать стишки или сказки полностью. Они должны быть короткие и простые. Например “Три медведя”, “Колобок”, “Теремок” и т.п.

Читайте выразительно, эмоционально, даже если вы читаете эту сказку в сотый раз

Если малыш приносит вам одну и ту же книжку, а вам она порядком поднадоела, и, более того, вы знаете ее наизусть, не пытайтесь переключить внимание малыша на другую книжку. Наберитесь терпения

Видимо, когда вы читаете именно это произведение, у вашего малыша возникают какие-то особенные эмоции и переживания, важные для него. Как только он проживет эти чувства и отпустит их, он сам попросит читать ему другие книжки и сказки.

Знакомя своего ребенка с народными сказками, вы иногда (а может быть, и часто) будете удивляться “жестокости” в них. Не беспокойтесь, что эти сказки травмируют малыша или пробудят в нем агрессию. Дети воспринимают все более амбивалентно (в черно-белом цвете), чем взрослые. В процессе взросления к ребенку обязательно придет ощущение многообразия оттенков и нюансов в отношениях. Категоричность суждений постепенно сгладится.

Чтение должно приносить ребенку только положительные эмоции. Например, родители читают малышу сказку на ночь или сопровождают чтение книги игрой.

Нельзя заставлять ребенка читать ту книгу, которая ему не нравится. Поэтому с подросшим ребенком книги можно и нужно выбирать вместе. Пусть поход в книжный магазин станет приятным событием.

Что не так с поэзией?

А как пробудить интерес к поэзии? Какие приемы есть в распоряжении современного учителя?

Тексты читать сложно, а стихи — архисложно. Но если стихи звучат, если они перед глазами, и если есть при этом возможность заглянуть в словарик с непонятными словами, то процесс прочтения и заучивания становится проще.

Так можно развивать читательскую грамотность. И тут есть целый простор для фантазии — даже если вернуться к тому, с чего мы начали — к Маяковскому и его «Тучкиным штучкам». Зайдите на сервис и найдите все произведения с тучами и облаками. Даже если их нет в названии, то они могут быть внутри самого стихотворения.

Задайте вопрос: чем туча Пушкина отличается от облаков Блока, от Лермонтовских туч, от туч Полонского и Тютчева? Почему вообще к этому образу поэты так часто обращаются? Ведь тучи бывают грозовые, мрачные, а бывают просто серые облака. Тучи — это ведь образ людей, это не просто природное явление.

В сервисе «Учим стихи» есть еще и музыка. Ну и профессиональное прочтение, деление на смысловые блоки, подсказки, толкование непонятных слов — все это хорошо помогает воспринять стихотворение, пропустить его через себя и стать тем самым осознанным читателем, увидеть, как я уже говорила, себя в стихотворении и стихотворение в себе.

«Учим стихи» — сервис для учеников, которые заучивают стихотворения наизусть, и для учителей, которые хотят провести урок интересно. Иллюстрации к стихотворениям помогают запомнить поэтические образы, которые станут опорой для понимания смысла и заучивания. Словарик для каждого стихотворения содержит объяснения непонятных слов.

Можно даже дать ребятам такое задание с использованием сервиса: по ключевым словам, которые даны в словарике к каждому конкретному стихотворению, определить, из какого произведения они взяты, кто его автор. Еще один вариант: сделать такой разбор по иллюстрациям.

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

Перед тем, как научить дитя читать и привить любовь к книгам, каждый родитель должен ясно понимать какую роль в жизни чада играет чтение.

Прежде всего, роль чтения в дошкольном возрасте заключается в подготовке учебы в школе. Чем более подготовлено дитя перед школой, тем легче ему будет усваивать материал.

Самая главная роль чтения дошкольного и других возрастов — обогащение словарного запаса, кругозора и литературного «аппетита». Так как жизненный опыт малышей небольшой, они мало знакомы с окружающим их миром

Поэтому важно, чтобы родители читали ему сказки, рассказы и объясняли непонятные понятные для детского возраста языком вещи

В этом возрасте у малюток очень богатое воображение, а чтение книг упорядочивает его и дополнительно обогащает. Малыш знакомится с новыми словами, эмоциями, учится распознавать что плохо, что хорошо. Проецирует поступки героев на себя и дает свою оценку действиям героев.

Родители играют большую роль в приучении детей к чтению

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий