Книги и дети, или как заинтересовать ребёнка чтением: Эксперт назвала 3 правила, как читать с ребенком книжки

Что такое сказкотерапия

В последнее время все большую популярность набирает такой способ психологической помощи детям, как сказкотерапия. Это один из методов современной психотерапии, который позволяет путем погружения в сказку решать психологические проблемы детей.

  • Слушая сказку, дети отождествляют себя с некоторыми персонажами. Они учатся у этих героев, как нужно реагировать на ту или иную ситуацию, как общаться с другими людьми, как вести себя в случае опасности. В сказкотерапии эта способность детей — ассоциировать себя с персонажем — используется для создания необходимой ситуации и поиска оптимального выхода из нее.
  • Есть авторские методики, предлагающие сказки для разных случаев, когда необходима психотерапия. Можно использовать и те, что существуют уже давно в нашем фольклоре или принадлежат перу известных авторов, немного изменив сюжет и имена персонажей. Например, переименовав героев и перенеся место действия сказки «Заюшкина избушка», можно показать ребенку, как обидно бывает другим малышам, ставшим изгоями на детской площадке.
  • Сказка Владимира Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок» является готовым «кейсом» для тех, кому страшно идти к врачу. А на примере «Очень голодной гусеницы» Эрика Карла можно убедить маленького сладкоежку не хватать со стола все подряд, а дождаться обеда или ужина, ведь иначе может разболеться живот.

Попробуйте использовать сказки в качестве инструмента воспитания, и результат не заставит себя ждать. Ведь для ребенка это самый простой и увлекательный способ понять мир и свое место в нем.

Приятного чтения вашему малышу!

Список использованной литературы

  1. Чамберс Эйдан. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем. Москва: Издательство «Самокат», 2016. — 320 с.
  2. Кузнецова Юлия. Как помочь ребенку полюбить чтение. Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2018. — 112 с.
  3. Берту Элла, Элдеркин Сюзан. Книга как лекарство для детей. Москва: Издательство «Синдбад», 2017. — 576 с.

Как использовать чтение для развития речи для детей

Если мы хотим, чтобы ребенок вырос самостоятельной и самодостаточной личностью, умел трезво оценивать мир вокруг и относиться к нему осознанно, чтение необходимо, поскольку при помощи книг ребенок может самостоятельно получать богатые и разнообразные сведения об окружающем мире.

Умение читать развивает самостоятельность малыша: ребенок может читать книги и выполнять задания в развивающих книжках без помощи и постоянного присутствия взрослых

Важно помнить также, что чтение книг — это залог грамотности маленького человека: правила написания многих слов и выражений ребенок спонтанно (неосознанно) воспринимает и запоминает во время чтения (в этом случае задействованы механизмы зрительного восприятия и запоминания)

Помимо этого, чтение сложных текстов необходимо для развития мышления, сознания и души ребенка — именно  неадаптированных текстов во всей их сложности, а не «упрощенных» вариантов, которые помогают скоротать время, но не оставляют ни в голове, ни в душе никакого значимого следа, чтение также развивает воображение ребенка —читая, он строит внутри себя целые миры.

И в конце концов, читающий ребенок получает возможность испытывать ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения интересных книг.

Можно говорить о том, что чтение книг не просто влияет на формирующееся сознание ребенка, а формирует его. И очень хочется надеяться, что перечисленные плюсы чтения если и не переубедят сомневающихся, то хотя бы заставят их задуматься об этом. Никто не запрещает пользоваться разными источниками информации, но у человека всегда должен быть выбор. И у родителей тоже есть выбор: хотят они приобщить своего ребенка к чтению и приложить для этого определенные усилия, или же не считают данный вопрос актуальным.

Как читать самым маленьким?

Казалось бы, странный вопрос – бери и читай. Однако, здесь есть свои секреты и особенности. Лучше, если на самых первых порах вы, как это ни парадоксально, вообще обойдетесь без чтения, ведь даже в простых текстах для малыша довольно много незнакомых слов.

Подчас родители жалуются, что ребенок, дескать, не хочет слушать, когда ему читают книжку, в нетерпении перелистывает страницу за страницей, а то и вовсе убегает. Не ругайте малыша за невнимательность и не заставляйте его во что бы то ни стало слушать ваше чтение. Вместо этого представьте себе, что вам читают текст на иностранном языке, который вы понимаете в лучшем случае на четверть. Хорошо, если в наборе незнакомых слов вам удастся хотя бы почувствовать некоторый ритм. Надолго ли хватит вашего терпения?

Так что не пытайтесь читать младенцу незнакомый текст, пусть даже короткий и стихотворный! Ваш первый комментарий должен быть примерно таким: «Посмотри, это собака. А это лошадка. А это что? Это птичка» и т.д.

Постепенно комментарий может расширяться. Сначала – кто изображен на картинке, потом – что он делает, потом – какой он, где, с кем и т.д. Именно так строится наша речь, так слова соединяются в предложение. Когда основные понятия «кто?» и «что делает?» будут усвоены, активно употребляйте предлоги – на, под, снизу, сверху, над, слева, справа и пр. Все это поможет вашему малышу легче ориентироваться в пространстве – как в реальном, так и в изображаемом – и расширит его словарный запас.

Постепенно от комментариев можно переходить к «настоящему» тексту: четверостишьям или коротким (в два-три предложения) подписям под картинками. Хороши в этом отношении сказки В. Сутеева (начать можно, например, с «Трех черных котят» или с «Цыпленка и Утенка»), английские стихи и песенки в переводе С. Маршака, «Цыпленок» К. Чуковского, бессмертные «Игрушки» А. Барто.

Прекрасно, если вы сможете «расцветить» текст танцевальными движениями или простейшей пальчиковой гимнастикой. Например, «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Аты-баты» и т.д. У нас «хитом сезона» было следующее произведение:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

А, может быть, вы и сами придумаете какие-то танцевальные движения?

Старайтесь читать выразительно, пусть даже в сто первый раз. Не спешите, пусть ваша речь будет четкой и в то же время напевной, с яркими интонациями

Для малыша это очень важно, ведь ему гораздо легче и приятнее воспринимать книжный мир не в виде однообразного бормотания, а через красочную жизнь самых различных персонажей

И самое главное – ваш эмоциональный настрой. Вместе с ребенком удивитесь огромному жирафу и восхититесь пушистой киской. Постарайтесь увидеть все это впервые, глазами малыша. Но для того, чтобы картинки вызывали ваше искреннее восхищение (а иначе нельзя – ведь дети тонко чувствуют фальшь), книги должны быть очень хорошего качества. И здесь мы подходим к сложной проблеме выбора детских книг. Казалось бы, в нынешние времена прилавки магазинов буквально завалены разнообразной книжной продукцией – только покупай. Однако будьте внимательны!

Книги в первые годы жизни ребёнка

Где-то в полгода, как только малыш начнёт устойчиво сидеть, можно начинать его знакомить с книгами. В этом возрасте речь не идёт о чтении в полном смысле этого слова – пока ребёнка заинтересует в первую очередь наглядность, а не содержание текстов. Поэтому приобретите несколько книжек-игрушек со страницами из толстого картона, на которых изображены яркие картинки.

Важно:

  • Для того чтобы заинтересовать ребёнка просмотром книги, картинки в ней должны быть крупными, яркими, но при этом естественными, чтобы изображённые предметы легко узнавались. Желательно, чтобы иллюстрации располагались на светлом либо белом фоне.
  • Первыми картинками могут быть изображения животных, окружающих малыша предметов, членов его семьи. Часто детям в этом возрасте нравятся вставки из различных материалов, например, кусочки меха, изображающие шкурку животного. Исследования малышами этих материалов также способствуют развитию сенсорики, тактильных ощущений ребёнка.

Уделяйте 10-15 минут времени ежедневно для того, чтобы вместе рассмотреть с ребёнком рисунки в книге, объясняйте ему, кто там изображён, при этом пусть вас не смущает, что кроха ещё не умеет говорить.

На этом этапе важно сформировать интерес к такому предмету, как книга, важно, чтобы малыш позитивно относился к этим занятиям

Советы детского психолога онлайн:

Психологический тренинг для подросткаПрежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя. Как показывает мой профессиональный опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше — родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то Вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролям – то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, представьте ему эту возможность, например, найдя какой—либо предлог отойти от книги. Можно, дойдя до интересного места, вдруг «ВСПОМНИТЬ», что срочно  нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить. Если при этом вы испытываете психологический дискомфорт или у вас, что то не получается, то нужно обратиться к детскому психологу позвонив мне по телефону и записаться на психологическую консультацию.

Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Начинайте пораньше, чтобы успеть обсудить прочитанное. Даже если ваш ребенок научился читать сам, это не повод отменить ваши совместные литературные вечера. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.

Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: “Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!” или “Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!”, это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием. Школа и так, можно сказать, удружила, обязав читать то, что входит в программу. Слишком много правды в известной шутке: если хотите внушить неприятие к любому произведению – введите его в школьную программу. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать. А лучше позвоните мне и я вас научу, как найти общий язык с детьми.

Дайте юному читателю время и возможность найти свою книгу. Обеспечьте, насколько возможно, ребенка книгами на интересующую его тему дома, запишите его в детскую библиотеку, пойдите вместе в книжный магазин и купите ту книжку, которую выберет сам ребенок. Пусть книга будет далека от духовной пищи, но начинать тоже с чего-то нужно. Ваш ребенок не любит читать и заставлять его неблагодарное дело, но те книги о самолетах, танках или мире насекомых, которые он сам принес из библиотеки, он читать соглашается.

Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? Незнайка на Луне, Три мушкетера, Пеппи Длинный Чулок, а может, Дети капитана Гранта? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются». Вот именно такую книгу нужно помочь найти своему ребенку. Ищите, спрашивайте у друзей, углубляйтесь в новинки детской литературы. Можете поделиться с ребенком своими впечатлениями о любимой книге. Но не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.

Книги для начинающих

Помогите своему ребенку выбрать свои первые книги из серии для самых маленьких читателей. Эти специализированные книги содержат картинки, меньше содержания, крупный шрифт, и чаще всего рассказы описываются таким образом, чтобы ребенок мог легко их прочитать

  • предложения простые;
  • слова не слишком длинные;
  • много звукоподражательных слов.

Если у юного читателя есть братья и сестры, которые читают книги, попросите его пробраться в их книжный шкаф. Взять их книжки, посмотреть картинки, попробовать прочитать. Можно попросить старших детей поиграть с младшими в школу и почитать им. Даже если они знают эту детскую книжку наизусть, пусть все равно ее прочтут. Иногда шутки и атмосфера при чтении — лучший стимул для того, чтобы полюбить книги. Если ребенок увидит, сколько удовольствия может принести игра с книгой, он будет стремиться к ней.

Когда вы читаете книгу ребенку, делайте это от всей души. Возьмите на себя роль персонажей, о которых вы читаете. Это театр одного актера и одного зрителя. Такой подход покажет, что мир, скрытый в книгах, может быть удивительным, волшебным и прекрасным.

Домашняя библиотека

Советы психологов однозначны: важно, чтобы ребенок видел книги с детства и воспринимал их как часть своей жизни. Пусть сначала у него появятся книжки-игрушки, в которых страницы выполнены из очень плотного картона, а картинки забавные и красочные

Чуть позже он возьмет в руки сборники сказок в плотном переплете, детскую энциклопедию или букварь.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: видео-уроки о том, как правильно научить ребенка читать по слогам

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.

Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Зачем нужны книги, если есть гугл?

А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?

Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.

Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.

Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

Как привить ребёнку любовь к чтению с рождения

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» — говорят они. Но это не совсем так. Фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.

Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни. Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение — это увлекательно и полезно

Назидания бессмысленны: читай и вырастешь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).

Предоставьте детям свободу выбора. Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.   

<<Форма демодоступа>>  

Как зажечь интерес к чтению

Интерес к чтению не может возникнуть из-под палки. Только через вовлечение. Ребенок идет только за удовольствием.

Не хочет читать сам? Читайте ему. Заведите семейную традицию, хорошую привычку. Организуйте чтение перед сном, в ролях, читайте с выражением, передавайте эмоции, интригуйте. Это рождает интерес, толкает читать дальше, ведь на следующих страницах маячит удовольствие от захватывающих событий. Ребенок постепенно вовлечется и захочет читать сам.

Чтобы научить маленьких детей читать, Юрий Бурлан советует создавать у ребенка нехватку, когда он уже вовлечен в чтение. Начав читать какую-то интересную книгу, остановитесь на самом интересном месте с обещанием дочитать в другое время. Если время чтения слегка откладывать, поддерживая интерес к сюжету, то ребенок захочет прочитать книгу сам и будет просить научить его чтению.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что вы не расстаетесь с книгами. Покажите своим примером, как это увлекательно. Дайте понять, что вам это нравится, делитесь впечатлениями. Зачитайте любимые моменты, перескажите сюжет, опишите колоритного персонажа, используйте ставшие крылатыми фразы из книг.

Принцип получения наслаждения через продуктивную деятельность — это самое верное направление для развития ребенка. Пассивное потребление информации не имеет подобного эффекта.

Где и когда читать

  • Дома перед сном

    Самое лучшее время для книги — перед сном. Ребенок уже лежит в кровати, его не нужно ловить, отвлекать от игрушек и пытаться усадить на стул. В доме тишина, в темноте уютно светит неяркая лампа, мама негромким голосом читает книгу. Эта картинка неизбежно ассоциируется со счастливым детством, потому что многие поколения людей выросли, наслаждаясь ежевечерним ритуалом чтения вслух.

  • В дороге (в поезде, самолете, метро, автобусе)

    Чтение помогает скоротать время в пути. В самолете нет лучшего способа удержать маленького непоседу на одном месте в момент взлета или посадки, чем почитать ему вслух новую книгу и заинтересовать яркими иллюстрациями.

  • В общественном месте (поликлинике, школе, банке, на почте)

    Иногда мамам с маленькими детьми тоже приходится долго ждать, сидя в очереди. Как правило, окружающие не всегда спокойно реагируют на их шалости и крики, поэтому книга и здесь станет вашим спасением. Она позволит удержать ребенка на месте, сделав ожидание менее утомительным.

Как правильно выбрать первые книжки для малыша?

С 2-х месяцев новорожденным можно показывать и другие изображения:

  • круг с наклеенным печатным текстом из газеты или журнала;
  • концентрические черно-белые круги;
  • круг с рисунком шахматной доски.

С 3-4-х месяцев ребенку можно показывать рисунки с изображением радостного, грустного, сердитого, удивленного человеческого лица.

С 4-х месяцев перед ребенком выставляется панель-картина с рисунками, в основе которых полосы, волны, точки, спирали.

Новорожденный бодрствует очень мало, но и в эти короткие промежутки времени ему необходимо показывать что-нибудь интересное и при этом обязательно назвать то, что вы показываете.

Кроме того, необходимо медленно слева направо передвигать игрушки на расстоянии 25 сантиметров от глаз ребенка. В возрасте 10 дней — в течение 5-10 секунд, постепенно увеличивая время до 1-2 минут.

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;

  • банальная невнимательность;

  • плохая память;

  • слабый артикуляционный аппарат;

  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;

  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;

  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Чтобы научить ребенка читать красиво, легко и быстро, необходимо делать такие упражнения, как:

«Засекаем время». Для этого выбираем небольшой текст, подходящий малышу по возрасту. Засекаем на секундомере 1 минуту и считаем, сколько слов ребенок прочитал за это время. После того, как кроха отдохнет, предложите ему прочитать тот же самый текст еще раз. С каждым разом количество прочитанных слов за определенное время будет увеличиваться.

«Выделяем главное». Некоторые дети, наоборот, читают так быстро, что не могут уловить смысл прочитанной информации. После того, как ваш малыш прочитал отрывок текста, попросите его рассказать, какая главная мысль в нем заключалась. Если ребенок не справится с заданием, чтение необходимо повторить.

«Ролевое чтение»

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к художественной литературе, предложите ему читать по ролям. Сначала одну из ролей будете исполнять вы, а затем пусть малыш сам попробует читать разными голосами

«Наращиваем слова». Возьмите за основу короткое слово, например, «кот». Далее вместе с малышом попробуйте присоединить к нему одну или несколько новых букв так, чтобы получилось новое слово. Продолжайте до тех пор, пока ребенку будет интересно.

«Ударения». В шутливой игровой форме объясните сыну или дочери, что такое ударение. Произносите разные слова, неправильно выделяя ударный слог, и предложите малышу исправить вас. Так ребенок учится понимать текст намного быстрее.

«Ищем слово». Для развития словесной памяти отлично подойдет следующее упражнение: на небольшой карточке напечатайте текст из нескольких слов. После этого громко назовите одно из них и попросите ребенка как можно быстрее отыскать его в тексте. В такую игру можно играть с компанией друзей, устроив, таким образом, небольшое соревнование.

«Согласные буквы». Нередко скорость чтения ребенка замедляется, если в тексте встречается несколько согласных букв подряд. как научить быстро читатьМалыш «застревает» на одном месте, подолгу пытаясь прочитать одно предложение. Ежедневно предлагайте ребенку сложные слова и предложения, медленно и тщательно проговаривая каждое из них.

«Поле зрения». Если причина медленного чтения кроется в недостаточном поле зрения, помочь может следующее упражнение. На листке бумаги начертите таблицу, в каждую клеточку которой поместите одну букву. Указывайте ручкой на каждую клеточку, пусть ребенок говорит, что он видит в таблице. Далее переходите к чтению цепочек букв слева направо и сверху вниз.

Если ничего не помогает. Еще несколько способов, как приучить ребенка к чтению

1.    Читайте по ролям

Если вы видите, что вашего собственного чтения не достаточно, чтобы заинтересовать чадо, пусть ребенок читает книгу вместе с вами. Вы можете читать диалоги по ролям, или, например, вы читаете авторскую речь, ребенок – прямую.

2.    Поставьте себя на место главных героев

Чем лучше у ребенка развита фантазия, тем проще ему погружаться в мир книги. Попытайтесь представить себя персонажами книги. Пусть чтение для ребенка не ограничивается лишь тем, что он читает книгу. Попросите написать небольшой рассказ от лица героя, попытайтесь представить, что происходило до или после событий повествования. Раздвигайте границы книги, так вы сможете сильнее заинтересовать своего юного читателя.

3.    Пусть ребенок вам помогает

Допустим, вы занимаетесь какими-то важными домашними делами: готовите, убираетесь, гладите. Пожалуйтесь ребенку на скуку и попросите, пусть он займется для вас чтением вслух. Он должен чувствовать, что приносит пользу. В процессе чтения ребенок, возможно, заинтересуется сюжетом и захочет дальше читать книгу самостоятельно. Пусть это превратится для вашей семьи в своеобразный ритуал, это не только заинтересует ребенка книгами, но и создаст более теплую атмосферу в семье.

Никакого насилия!

Как заинтересовать ребенка чтением, если он упрямится и ни в какую не хочет брать в руки книгу? Приобщать ребёнка к литературе необходимо терпеливо и спокойно

Если сегодня малыш не хочет начинать читать, то нужно переждать пару дней, но во время вынужденной паузы ненавязчиво подталкивать и объяснять, почему уметь читать так важно. Как пример, можно сожалеть о том, что когда ребёнок ещё чуть-чуть подрастёт, не сможет сам ходить в магазин, потому что не будет знать какой товар взять с полки. Или останется не у дел, когда вся семья начнёт сражение в настольную игру, потому что не сможет прочесть задание с карточек

Мотивация к чтению должна проходить в лёгкой, игровой форме — тогда процесс приобщения к многогранному миру литературы пройдёт безболезненно для всей семьи и оставит самые тёплые воспоминания о первой самостоятельно прочитанной книге

Или останется не у дел, когда вся семья начнёт сражение в настольную игру, потому что не сможет прочесть задание с карточек. Мотивация к чтению должна проходить в лёгкой, игровой форме — тогда процесс приобщения к многогранному миру литературы пройдёт безболезненно для всей семьи и оставит самые тёплые воспоминания о первой самостоятельно прочитанной книге.

В этой статье каждый, кто ищет ответ на вопрос как заинтересовать ребенка чтением? Найдёт подходящий для своего малыша вариант мотивации. Следуя этим простым советам и рекомендациям, знакомство с книгой и чтение пройдут легко и непринуждённо. Ребёнок и сам не заметит, как захочет вновь и вновь возвращаться к историям сказочных героев и волшебных миров. А задача взрослых поддержать юного читателя в этом и не забывать обеспечивать интересными красочными книгами!

От простого к сложному

Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех. 

Азы книгочтения

Слово «книга» в современном языке охватывает очень широкий круг понятий. Существуют бумажные издания, есть экземпляры, представленные в электронном виде – документальном или аудио. Однако мы будем говорить о классическом варианте текстовой информации – книге, отпечатанной в типографии.

Психологи считают, что ребенка нужно приучать к чтению, начиная с традиционных детских изданий – с картинками, крупными буквами, которые можно листать и знакомиться с ними не только посредством визуального восприятия. Здесь важен комплекс ощущений – тактильных, слуховых и зрительных.

Также мы хотим предостеречь взрослых от настойчивых попыток усадить малыша с книжкой, посредством психологического давления, крика или шантажа

Как заинтересовать ребенка чтением? Важно создать правильный настрой, сделать так, чтобы ребенок сам захотел провести время с книгой. Пусть сначала это будет лишь пару минут, постепенно ваш воспитанник станет выделять больше досуга для чтения

Существует лишь два основных способа создания нужного настроя:

  • желательно, чтобы книги находились в зоне доступа ребенка;
  • взрослые должны регулярно пользоваться домашней библиотекой, показывать детям, что читать – это нормально.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий